Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
История русской философии / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в. / Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма

Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного движения. Центр революционного движения переместился в Россию, в которой созрели объективные и субъективные предпосылки буржуазно-демократических преобразований. В этих условиях попытки перенесения доктрины Маркса на российскую почву с учетом "пересмотра Маркса" на Западе (прежде всего бернштейнианство) породили три основных направления в интерпретации философии марксистского учения: 1) "ортодоксальное" (в лице В. И. Ленина и других сторонников диалектического материализма), которое сознательно стремилось сохранять и развивать основные принципы марксизма, в том числе и его философии; 2) объективистское, прежде всего "экономическое" ("легальный марксизм", экономизм, меньшевизм), абсолютизировавшие роль объективных (экономических) факторов в историческом процессе; 3) активистское (эмпириомонизм, эмпириосимволизм, богостроительство), интерпретировавшее марксизм в духе активизма (волюнтаризма). Характеризуя идейную борьбу вокруг учения К. Маркса и Ф. Энгельса на русской почве того времени, В. А. Базаров отмечал наличие "борющихся в марксизме идейных направлений", результатом чего, если использоватв) выражение П. С. Юшкевича, было наличие различных "марксистообразных философий".

    Смотрите также

    Философские идеи в культуре Московской Руси
    Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

    Две особенности русского марксизма
    ...

    Оценка труда и персонала
    Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...