А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества

А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся философию русских материалистов 40-60-х гг., сформулировал мысль о необходимости союза философии с естествознанием, а не с религией, как полагали славянофилы, заложил основы народнического социализма. Отстаивая свободу личности и критикуя мещанство, он дал определенный импульс развитию некоторых идей русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. На Герцена в той или иной степени опирались представители самых разнообразных философских направлений: Н. Г. Чернышевский и К. Н. Леонтьев, П. Л. Лавров и Д. С. Мережковский, Л. Н. Толстой и В. И. Ленин. Он получил высокую оценку в трудах историков русской философии самых различных ориентации - Г. В. Плеханова и Н. А. Бердяева, Г. Г. Шпета и В. В. Зеньковского. И даже Н. О. Лосский, который вообще-то представителей материализма в своих исследованиях не жаловал, писал, что "влияние Герцена на русскую общественную жизнь было значительным". Н. А. Бердяев же в "Русской идее" замечает, что Герцен "если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х годов", а С. Н. Булгаков называет его "нашим национальным героем", "одной из самых характерных фигур, в которых воплотились многосложные противоречия противоречивого XIX века".

Детальная информация стоимость гранитного памятника на могилу здесь.

Н. П. Огарев вошел в историю русской общественной мысли как ближайший друг, единомышленник и соратник Герцена. Они вместе издавали "Колокол", вместе боролись за освобождение крестьян, и взгляды их на основные философские проблемы были очень близки, хотя и не тождественны.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 80. Бердяев Н А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 94. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена // Соч.: В 2 т. М, 1993. Т. 2. С. 95.

    Смотрите также

    Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
    Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

    Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
    Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

    Оценка труда и персонала
    Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...