Взгляд на развитие воспитания
Классическая философия / Взгляд на развитие воспитания

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, в которой они были написаны.

Постановка проблемы под таким углом зрения видится актуальной в нескольких отношениях. Во – первых, тема воспитания всегда была и останется животрепещущей (в особенности в переломные моменты истории). Во – вторых — с позиции важности изучения духовного наследия прошлого. В – третьих — неразработанность этой проблемы в историографии античной истории.

Возможно, сложность анализа источника предопределила незначительную степень интереса среди историков и антиковедов к данной проблеме. Поэтому основная масса работ, ее затрагивающих — это труды по истории философии, истории искусства, истории педагогической мысли.

В контексте вышеуказанных проблем, выдающемся русским мыслителем Н. И. Кареевым13 рассматривается также вопрос об отношении Платона к вопросам воспитания. Н. И. Кареев, в частности, отличал, что отношение Платона к человеку, к гражданину в идеальном полисе и разработанная для него система воспитательных мероприятий противостоят бытовавшим в то время индивидуалистическим тенденциям и их выразителям — софистам.

Таким образом, для работ советского периода характерна абсолютизация воздействия происхождения Платона на его взгляды — “политическое бытие Платона определило его политическое сознание"182, — а также акцентирование внимания на нежелании Платона заниматься воспитанием трудящихся граждан.

Греческий полис, как уже отмечалось, представлял собой замкнутую гражданскую общину, наследственная принадлежность к которой давала ряд преимуществ. Другими словами, отношения между государством и отдельным его членом определялись целой системой взаимных прав и обязанностей.

Во – первых, “Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле: ведь она богиня-владычица смертных созданий” (V, 740 a, b). Во – вторых, “каждый получивший по жребию надел должен считать свой надел общей собственностью государства” (V, 740a). Устанавливаются законы, запрещающие куплю-продажу земли.

Для Платона же “те, кто густой толпой заседает в народных собраниях” (VI, 492b) не могут обладать знанием, необходимым для управления государством, ибо “ .толпе не присуще быть философом” (VI, 494a). По мнению мыслителя, философы являются наилучшими людьми среди населения, которым присуща деятельность управления государством в силу своих способностей.

Сколько существует человечество, столько продолжаются дискуссии по вопросу появления человека на земле. С тех пор одни концепции сменяли другие, исчезали старые религии, на их место приходили новые, с другими взглядами на данный вопрос. Несмотря на все это многообразие, всегда существовало две концепции – религиозная и научная, противоположные по своей сути.

Есть еще один любопытный факт, учитывая ежегодный прирост пыли, религиозные ученые пришли к выводу, что толщина ее слоя на Луне соответствует периоду в 40-50 тысяч лет, что не соответствует научным представлениям об истории Земли, Луны и вселенной. Однако это утверждение, на мой взгляд, весьма сомнительным, и я не стал бы принимать его во внимание.

Возражения данной теории я приводил выше. Данные о возрасте Земли, времени «большого взрыва» в настоящее время имеют научное подтверждение и не вызывают большого сомнения. Развитие жизни, эволюционная теория Дарвина, были подтверждены антропологическими изысканиями практически полностью, за исключением двух аспектов. Первый – это появление первых жизненных форм на Земле, а второй – это недостающее звено, я не буду повторяться по этим вопросам.

      Смотрите также

      Миросозерцание Ф. М. Достоевского
      Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

      Философские идеи в культуре Московской Руси
      Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

      Диалектика сознательного и бессознательного
      ...