5. Философская мысль в XVII в.
История русской философии / Становление философской мысли на руси (XI - XVII вв.) / Философские идеи в культуре Московской Руси / 5. Философская мысль в XVII в.
Страница 4

Для истории отечественной философии представляет интерес сочинение Симеона Полоцкого "Рифмологион". В содержащейся в нем главе "Философия" приводились определения философии, данные Фалесом Милетским (мудрость понимается как высшая ценность), Диогеном Синопским (философия прежде всего научает человека терпению), Аристиппом Киренским (философия учит смелому обращению с сильными мира сего) и Аристотелем (философия является врачевательницей разума и нравов). В сочинении "Обед душевный" Симеон Полоцкий приводит характеристику Демокрита ("смеющегося над непостоянством земного мира"), ссылается на Аристотеля, говоря о человеческом блаженстве: "Блаженство есть исполнение желаний. Однако в этом мире желания не исполняются. Пусть человек завладеет всей Вселенной, и все равно он будет желать получить что-либо свыше".

Среди грекофилов и сторонников древнего российского благочестия Симеон Полоцкий находился под подозрением в измене делу православия. Патриарх Иоаким открыто обвинял его в симпатиях к иезуитам, каковым он, по всей вероятности, и являлся на самом деле. Евфимий Чудовский, говоря о его сочинении "Обед душевный", не без ядовитой иронии называл его "снедью, полную душетлительных бед". Его изворотливость и беззастенчивый конформизм не могли отрицать даже его сторонники.

Из учеников Симеона Полоцкого наиболее заметен был Сильвестр Медведев (казнен в 1691), известный как страстный полемист, участник богословских споров. Собственно философские воззрения его особой оригинальностью не отличаются, восходя, как правило, к школьной схоластике. Философская проблематика, впрочем, наличествует в исторических сочинениях Медведева "Созерцание краткое" и "Записки о стрелецком бунте". В них он рассуждает о принципах устройства человеческого общества, законности, исторических судьбах государств. В "Записках" отдельный параграф носит название "Философов глаголы", где развивается восходящая к Аристотелю теория государства, уподобляющая его живому организму. В письме к Григорию Ромодановскому Медведев воспроизводит аристотелевское учение о причинах, разделявшихся на четыре вида: причину творящую, существо (причину материальную), форму (причину образующую) и причину конечную; он сопоставляет их с основными христианскими добродетелями: правдой, целомудрием, мудростью и мужеством. Известность Медведев приобрел как библиофил. Принадлежавшее его перу "Оглавление книг, кто их составил" свидетельствует о том, что в его библиотеке хранилось 359 латинских, польских и греческих книг. Там, в частности, имелись польский перевод "Политики" Аристотеля, "Диалектика" Меланхтона (сподвижника Лютера и отца протестантской схоластики), "Толкование древних философов", "Ключ всея философии"

Несколько особняком в истории русской мысли XVII в. стоит Юрий Крижанич (1617 - 1683, был убит в битве с турками под Веной), хорват по национальности, отличавшийся высокой образованностью. Он являлся слушателем греческого коллегиума Св. Афанасия в Риме, а в Граце получил степень магистра философии. Крижанич был настоящим энциклопедистом, владел шестью языками. Он прибыл в Москву с тем, чтобы пропагандировать идеи славянского единства. Здесь он знакомится с Епифанием Славинецким и Федором Ртищевым, поддерживает их просветительские идеи о необходимости ввести русский народ в число образованных европейских наций. По не совсем ясным причинам он был сослан в Тобольск (1661 - 1676), где и написал "Политику" и другие свои основные трактаты: "Толкование исторических пророчеств", "Обличение на Соловецкую челобитную", "Духовное завещание", "De providentia Dei" ("О промысле Божьем"), сочинение по истории Сибири. В своих работах Крижанич проводил четкую границу между мудростью, знанием и философией. Под мудростью он понимал "постижение наиболее важнейших и наивысших вещей" (иными словами, Бога, природы, общества, человека), под знанием - "понимание причин вещей", а под философией - "стремление к мудрости". Философия у него выступает как квинтэссенция человеческого опыта, наивысшая ступень всех возможных видов познания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Две особенности русского марксизма
...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...