1. Формирование философских взглядов
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского / 1. Формирование философских взглядов
Страница 1

В юношеские годы Лосский, как и большинство его сверстников, прошел период увлечения материализмом, что, кстати, при поступлении в университет в 1891 г. определило его выбор: он поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. "Я в это время был убежден в истинности механистического материализма, - вспоминает философ. - Поэтому я был уверен, что изучить физику, химию и физиологию - это значит получить знание об основах строения мира". И хотя уже на первом курсе у начинающего естествоиспытателя пробудился интерес к философии, побудивший его незадолго до окончания естественного факультета поступить параллельно на историко-филологический, тем не менее естественно-научное образование сыграло важную роль в формировании как философских интересов Лосского, так и его подхода к рассмотрению предмета. Ведь занятия метафизикой требуют основательного знакомства и с математикой, и с естественными науками: не случайно выдающиеся метафизики - Аристотель, Лейбниц, Декарт - были и крупными учеными своего времени.

Окончив Петербургский университет в 1898 г., Лосский с 1900 г. работал в нем в качестве приват-доцента, ас 1916г. - профессора. В 1922 г. он был выслан из страны. До 1945 г. он преподавал в университетах Праги, Брно, Братиславы, а после войны, переехав в США, стал профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Умер он в Париже.

Сильное влияние на Лосского в ранний период оказал А. А. Козлов, убежденный лейбницианец, отвергавший столь распространенные в конце XIX в. материалистические и позитивистские представления о мире, и прежде всего о человеческой душе.

Среди целого ряда влияний, которые испытывал на себе Лосский, нельзя не отметить в первую очередь мыслителя, мимо которого не прошел ни один русский религиозный философ XX века, - В. С. Соловьева. По словам самого Лосского, в разработке метафизической системы он оказался "наиболее близким к Соловьеву из всех русских философов". Лосский попытался соединить в своей метафизике столь различные учения, как иерархический плюрализм Лейбница и Козлова и философию всеединства Соловьева; при этом с помощью монадологии ему удалось избежать характерной для Соловьева - особенно в последний период его творчества - тенденции к пантеизму.

Возвращаясь к традиции классической европейской философии, восходящей к Платону и Аристотелю, и опираясь при этом на то, что было сделано русскими философами В. С. Соловьевым, А. А. Козловым, Л. М. Лопатиным, он видел в метафизике науку, отличающуюся от частных наук всеобщностью и глубиной оснований. " .Метафизика при нашем определении этого понятия есть наука, входящая в состав всякого мировоззрения . эта наука (как, впрочем, и все науки) дает сведения о подлинном бытии (о "вещах в себе") и проникает в самые основы его . Исследуя элементы бытия, метафизика отыскивает во множестве разнородных предметов под пестрым разнообразием их тожественное ядро . Далее, наблюдая изменения мирового бытия, метафизика стремится отыскать в изменчивом неизменное . Метафизик, доводя свой анализ до последней глубины, доходит до такого неизменного, как, напр., субстанция. Наконец, всякая наука стремится взойти от производного в область основного и установить зависимость производного от основного. Но метафизик, имея предметом своего исследования все мировое целое . не останавливается на относительно основном: ища абсолютно основного, он выходит за пределы мира в область Сверхмирового Начала, в сферу Абсолютного".

Своим стремлением строить философию как науку Лосский отличается от тех его современников, которые - как, например, Л. Шестов, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев - противопоставили философию науке и сознательно избрали другой путь - путь художественного, образного самовыражения.

Есть одна черта у Лосского, столь редкая в русской философии XX в., - чувство меры и умение избегать крайностей. Ему чужд экстремизм, экстатически-романтическое увлечение идеями, нередко приводящее к шараханию из одной крайности в другую и вызванное избытком эмоциональности. И это - при спекулятивном складе ума, который не останавливается перед самыми смелыми метафизическими построениями, будучи убежденным, что человеку непосредственно открыто не только сверхчувственное бытие идей, но и сфера запредельного мира Абсолютного, постижимого с помощью мистической интуиции. Как это ни покажется парадоксальным, но при этом Лосский сохраняет трезвость и честность мысли, "благородную сдержанность", как охарактери

Страницы: 1 2

Смотрите также

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...