4. Человек как двуединое (природное и сверхприродное) существо
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Система теокосмического всеединства С. Л. Франка / 4. Человек как двуединое (природное и сверхприродное) существо
Страница 4

Наиболее полно и конкретно соборная природа человека выражается в нравственно-правовом характере его жизни. Нравственные и правовые нормы определяют должное в человеческих отношениях; следование им поднимает человека над всей сферой природно-естественного.

Всячески подчеркивая значение соборного начала в жизнедеятельности человека, Франк вместе с тем был далек от его абсолютизации. При всей важности категории "Мы" для понимания природы индивидуального и общественного бытия было бы ошибкой, отмечает он, считать, что "Мы" есть категория абсолютно первичная, в отношении которой "Я" есть нечто производное. В таком утверждении содержалась бы "ложь отвлеченного коллективизма, соотносительная лжи отвлеченного индивидуализма". Какую бы роль в человеческой жизни ни играли социальные формы и факторы, в конечном счете важнейшим структурным элементом общества является свободно действующая человеческая личность, именно она есть единственный двигатель социальной жизни. Вагинит кольпит симптомы и способы лечения острый вагинит лечение.

Франк, по признанию ряда авторитетных историков русской философии, например В. В. Зеньковского, является одним из наиболее крупных мыслителей XX в. В его трудах были выдвинуты и развиты целые пласты философских идей, которые позднее, чаще всего без прямого его идейного влияния, были введены в оборот рядом течений западноевропейской философской мысли. Это обнаруживается, например, при сопоставлении учения Франка о бытии с идеями "фундаментальной онтологии" немецкого мыслителя М. Хайдеггера, гносеологической концепции Франка с теорией познания другого немецкого философа Н. Гартмана, его антропологических взглядов с идеями таких представителей европейской философской антропологии нашего времени, как М. Шелер и М. Бубер. См.: Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С. Л. Реальность и человек. М, 1997. С. 180. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 53.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...