5. Эстетические взгляды
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / И. А. Ильин: философия духовного опыта / 5. Эстетические взгляды

Эстетические взгляды Ильина были тесно связаны с его религиозно-философскими воззрениями. Независимо от воли художника, полагал он, всякое подлинное искусство имеет духовно-религиозные корни. В качестве центральной эстетической проблемы Ильин рассматривает не красоту или прекрасное, а художественное совершенство. По его мнению, ориентация на прекрасное или красивое толкает искусство на преувеличение роли внешнего, чувственно-воспринимаемого образа и оставляет в тени внутреннюю гармонию и значительность духовного содержания произведения искусства. "Создание искусства, - писал Ильин, - есть прежде всего и больше всего выношенное художником главное, сказуемое им содержание, почерпнутое им из таинственного существа мира и человека, или - несравненно больше и священнее - из тайны Божией". Все остальное - или профессиональная техника, или же внешнее оформление, обрамление главного предметно-таинственного содержания.

Художественные симпатии и предпочтения Ильина были на стороне классического, реалистического искусства, современный формализм и модернизм он категорически отвергал во всех их формах и разновидностях Он полагал, что о главном, мудром, священном искусству модернизма нечего сказать, ибо его представители не воспринимают этого главного. Модернизм, по мнению Ильина, есть выражение общей болезни современной европейской культуры, а именно ее секуляризованности, обособления от религиозной духовной жизни. Этот процесс начался давно, по крайней мере с эпохи Возрождения, и в XX в. приобрел во многом даже уродливые и болезненные формы. Но тем не менее, считал Ильин, культуру можно и должно снова христианизировать. Свое видение этой проблемы он изложил в работе "Основы христианской культуры".

Для преодоления секуляризации культуры необходимы, по его мнению, дух "овнутрения" всей жизнедеятельности человека и продуктов этой деятельности, создание отношений во всех сферах жизни, основанных на любви, внутреннем самосовершенствовании и солидарности. Для этого надлежит воспользоваться такими "могучими инструментами", как наука, искусство, государство и хозяйство. Христианская культура должна при этом твориться свободно, хотя и при возможном участии, но не по предписанию, церкви и государства. Принципиальное разграничение функций между ними здесь может быть выражено, полагает Ильин, так: "народ творит, государство правит, церковь учит".

Внимание Ильина привлекали и проблемы русской литературы, прежде всего представленной творчеством видных писателей русского зарубежья - Бунина, Ремизова, Шмелева и др., что нашло отражение в его книге "О тьме и просветлении". Характеризуя нынешнюю эпоху как эпоху "восставшей тьмы", Ильин противопоставляет многочисленным носителям и распространителям этой тьмы великую русскую литературу, в том числе и творчество названных ее современных представителей, как яркое и глубокое выражение "светлой стороны" человеческого бытия, изображаемого, однако, во всем его многообразии как острое драматическое столкновение добра с силами тьмы и зла.

Философское учение Ильина примечательно прежде всего тем, что оно в значительной своей части, особенно во второй период его творчества, было ориентировано на создание православно-христианской по своему духу и основному содержанию философии. С этой поставленной им перед самим собою задачей ему не удалось справиться в сколько-нибудь систематическом и цельном виде. Но отдельные части или фрагменты такой философии разработаны мыслителем достаточно обстоятельно; это в первую очередь касается религиозной гносеологии, разработанной в таких трудах, как "Аксиомы религиозного опыта" и "Путь к очевидности". Видное место в историографии отечественной философской мысли занимает также работа Ильина "О сопротивлении злу силою", которая до сих пор активно и живо присутствует во всех дискуссиях, ведущихся вокруг этой одной из центральных тем христианской этики. Ильин И. А. Собр. соч. В 10 т. Т. 6., кн. 1. С. 58.

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Две особенности русского марксизма
...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...