Новые подходы проявились в исследованиях проблем цивилизации и культуры. Широкое признание получила концепция, согласно которой в культуре представлено личностное измерение общества, его человеческий потенциал, пронизывающий все его сферы жизни. Развитие культуры есть становление и развитие самого человека как субъекта исторического процесса. Большая работа была проведена по подготовке XVII Всемирного философского конгресса (1983) по теме "Философия и культура", предложенной советскими учеными. Видное место в социально-философских исследованиях этого периода занимали работы по проблемам личности, ее структуры, ценностных ориентаций, закономерностей формирования и т. д.
Активно разрабатывались философские аспекты глобальных проблем современности: проблема сохранения природной среды как естественной среды обитания земной цивилизации, сырьевая, энергетическая, демографическая ситуация на планете, вопросы войны и мира (И. Т. Фролов и др.). Плетников Ю. К. О природе социальной формы движения. М., 1971, и др. См., например: Сиземская И. Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М., 1981; Производство как общественный процесс. М., 1986, и др. См.: Барулин В. С. Соотношение материального и идеального в обществе. М., 1977; Он же. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982; У ледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980; Он же. Общественная психология и идеология. М., 1985; Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1976; Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1993, и др. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Межуев В. М. Культура и история. М., 1977, и др. Демин М. В. Проблемы теории личности. М., 1977; Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984, и др.
Смотрите также
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...