1. Социально-философские и этические взгляды идеологов петровских реформ (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир)
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 1. Социально-философские и этические взгляды идеологов петровских реформ (В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир)
Страница 4

Гелиоцентрическая система нашла в лице Кантемира своего ревностного сторонника. Нельзя сказать, что система эта была известна в России ранее. Отдельные сведения об учении Н. Коперника приводились в курсах Славяно-греко-латинской академии, в 1724 г. в Москве была издана книга Х. Гюйгенса "Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях", в 1728 г. в Санкт-Петербурге академик Н. Делиль изложил это учение в публичном диспуте. Однако взгляды на устройство мироздания, изложенные Кантемиром в примечаниях к "Разговору о множестве миров" Фонтенеля, встретили в российском обществе резкий отпор. Систему Коперника, по сути дела, без труда можно было согласовать с православием, все зависело от искусства интерпретации. Кантемир же делал из указанной системы деистические выводы, что не ускользнуло от духовенства. Даже в 50-е гг. XVIII в. в церковных кругах это сочинение Кантемира считалось "книжичищей богопротивной", преисполненной "коварства сатанинского".

Политические взгляды Кантемира гармонировали с воззрениями ранних французских просветителей. Итальянский писатель, сторонник Вольтера Ф. Альгаротти в своих "Письмах о России" вспоминал о том, что русский посланник в Париже называл свободу "небесной богиней, которая делает приятными и улыбающимися пустыни и скалы тех стран, где она благоволит обитать". Кантемир выступал против феодальной морали, признавал природное равенство всех людей, призывал к распространению просвещения, что, по его мысли, должно было способствовать развитию политической активности граждан, связывал моральную оценку человеческого поведения с пользой для отечества, указывал на необходимость более рационального воспитания, которое бы способствовало выработке у подрастающего гражданина навыков трудолюбия, честности и благонравия, - одним словом, решал проблему человека в раннепросветительском духе. К концу жизни Кантемир, правда, стал предпочитать путь, далекий от общественных треволнений, прославлял уединение, умеренность, тихие занятия наукой, существование, согласное с ритмами природы. К содружеству ученых, вошедших в отечественную историографию под именем "ученой дружины" (Петра I), принадлежали также Я. В. Брюс, Гавриил Бужинский, А. Волынский и др. Татищев В. Н Избр, произв. Л., 1979. С. 60. См.: Голиков И. И. Деяния Петра Великого. Спб., 1843. Т. 15. С. 211. Татищев В. Н. Избр. произв. С. 87. Там же. С. 133. См. там же. С. 381. См.: Майков Л. Н. Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира. Спб., 1903. С. 141 - 142. Кантемир А Д. Примечания к "Разговору о множестве миров" Фонтенеля. Спб. 1740. С 14 - 15

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...