Христос и Кириллов
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философские взгляды Ф. М. Достоевского / Христос и Кириллов
Страница 4

Для Кириллова Иисус Христос выступает высшим примером подлинной веры. Но в то же время в его вере Кириллов обнаруживает некоторый "дефект", некоторый недостаток, который не позволяет полностью принять эту веру, заставляя искать другого ее обоснования. Несмотря на то что Иисус доказывает неразрывную связь грядущего воскресения с постоянными "усилиями воскресения", осуществляемыми уже в этой, земной жизни, он не признает их ни единственной, ни главной причиной грядущего "окончательного" воскресения. Такой главной причиной оказывается воля Бога-отца, божественная сила, господствующая в мире. Усилия человека - это необходимое дополнение к ней, без которого она не смогла бы реализовать гармонию и бессмертие, но сами по себе, без участия божественной силы они ничего не значат и не могут привести к воскресению. Именно поэтому вера Иисуса принципиально различает "воскресение" в этой земной жизни, зависящее только от усилий самого человека и являющееся условным, "ненастоящим", и окончательное мистическое воскресение, которое ждет нас после смерти и которое достигается только через соединение усилий человека и действия божественной силы.

Упование на божественную силу как на главный фактор нашего преображения и считает Кириллов "ошибкой" Иисуса. Не только Кириллов, но и многие другие герои Достоевского отказываются признавать очевидным и неоспоримым действие в нашем мире сверхчеловеческой божественной силы, через которую мир способен "воскреснуть", достичь гармонии и совершенства. Однако эти сомнения могут иметь различный результат. Для Ипполита Терентьева и Ивана Карамазова это означает, что под сомнение поставлена сама идея воскресения, преображения жизни, поскольку поверить в возможность воскресения и абсолютной гармонии вне действия божественной силы они не в состоянии. Для Кириллова это означает совсем иное. Отвергая действие божественной преобразующей силы в мире, он считает, что эта сила целиком заключена в человеке - в каждой ограниченной человеческой личности. Поэтому "усилия воскресения", осуществляемые каждым человеком, - это не дополнение к действию "внешней" божественной силы (что подразумевалось в вере Иисуса), а есть сама ее суть, ее истинное и окончательное явление в мире. На основании этой идеи Кириллов отвергает все прошлые религии, которые "выдумывали Бога" - то есть выдумывали Бога вне человека, выдумывали чуждую человеку и независимую от него божественную силу.

"Новый Христос", которого ожидает Кириллов и которым он пытается стать, - это человек, способный в себе самом, в своем земном человеческом естестве выявить божественную силу, мистически преобразующую весь мир; в этом он отличается от Христа, который есть Бог, воплотившийся в человеческую плоть. Устами Кириллова Достоевский выражает главную суть своей веры: эта вера в гораздо большей степени, чем традиционное христианство, соединяет Бога и человека; в ней именно человек - в своей индивидуально-личной, неповторимой и ограниченной сущности - предстает как носитель божественного начала, как Абсолют, определяющий все, что уже существует в реальности, и обусловливающий возможность преображения всего сущего.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...