Такое преобразование основных принципов объяснения личности приводит к тому, что понятие Абсолюта, Бога теряет свое прежнее значение и также нуждается в пересмотре. Именно на это и обращает больше всего внимания Достоевский. Изменение представлений о человеке неизбежно ведет к изменению представления о Боге; в определенном смысле о Боге теперь можно говорить только "по аналогии" с тем, что мы говорим о человеке, ибо именно в человеке с наибольшей полнотой и открытостью реализуют себя все важнейшие характеристики самого Бога - жизнь, свобода, любовь, творчество. Человек становится той мерой, с помощью которой можно "измерять" и "познавать" все существующее. В связи с этим изменяются и исходные понятия философии; место традиционных понятий "субстанции", "духа", "материи", "сущности", "явления" и т. п. занимают понятия "желания", "свободы", "любви", "страха", "отвращения" и т. п., причем взятые в их конкретном жизненном содержании, понятном для каждой личности. Соответственно и главным объектом философии становится не безликая и "холодная" объективная действительность, существующая только в абстракции, а конкретный жизненный мир личности, борющейся за сохранение своей самобытности и за воплощение своих идеалов.
Отказываясь от классической формы наукообразного философского трактата и превращая свои романы в адекватную форму философствования, Достоевский как раз и осуществил такое радикальное изменение "объекта" и "метода" философии. Именно поэтому все последующие мыслители, осознававшие неизбежность такого преобразования, в той или иной степени опирались на Достоевского и использовали его опыт. В конечном счете, абсолютного разрыва с классической традицией не произошло, и у наиболее талантливых представителей этого направления мы находим естественный синтез новых подходов к человеку с наиболее глубокими и универсальными идеями и принципами классической философии. Однако и на этом фоне философские искания Достоевского сохраняют свое непреходящее значение как величайший пример интуитивно-художественного прозрения самых глубоких тайн человеческого бытия.
Смотрите также
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...