Такое преобразование основных принципов объяснения личности приводит к тому, что понятие Абсолюта, Бога теряет свое прежнее значение и также нуждается в пересмотре. Именно на это и обращает больше всего внимания Достоевский. Изменение представлений о человеке неизбежно ведет к изменению представления о Боге; в определенном смысле о Боге теперь можно говорить только "по аналогии" с тем, что мы говорим о человеке, ибо именно в человеке с наибольшей полнотой и открытостью реализуют себя все важнейшие характеристики самого Бога - жизнь, свобода, любовь, творчество. Человек становится той мерой, с помощью которой можно "измерять" и "познавать" все существующее. В связи с этим изменяются и исходные понятия философии; место традиционных понятий "субстанции", "духа", "материи", "сущности", "явления" и т. п. занимают понятия "желания", "свободы", "любви", "страха", "отвращения" и т. п., причем взятые в их конкретном жизненном содержании, понятном для каждой личности. Соответственно и главным объектом философии становится не безликая и "холодная" объективная действительность, существующая только в абстракции, а конкретный жизненный мир личности, борющейся за сохранение своей самобытности и за воплощение своих идеалов.
Отказываясь от классической формы наукообразного философского трактата и превращая свои романы в адекватную форму философствования, Достоевский как раз и осуществил такое радикальное изменение "объекта" и "метода" философии. Именно поэтому все последующие мыслители, осознававшие неизбежность такого преобразования, в той или иной степени опирались на Достоевского и использовали его опыт. В конечном счете, абсолютного разрыва с классической традицией не произошло, и у наиболее талантливых представителей этого направления мы находим естественный синтез новых подходов к человеку с наиболее глубокими и универсальными идеями и принципами классической философии. Однако и на этом фоне философские искания Достоевского сохраняют свое непреходящее значение как величайший пример интуитивно-художественного прозрения самых глубоких тайн человеческого бытия.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...