Подводя итог, можно констатировать, что в учении Толстого безусловно присутствуют два главных признака, определяющих характерность русской философской традиции: искание истинного смысла христианства и особое внимание к проблеме человека и смысла его жизни. Однако в решении всех более конкретных проблем, которые были традиционны для русской философии, Толстой всегда выбирает самые крайние и самые радикальные варианты, и это делает его учение совершенно непохожим на концепции других русских философов. Искание истинного смысла христианства превращается в обличение всего того, что было создано христианством "после Христа", а философское исследование человеческой жизни приводит к неразрешимым антиномиям - к странному сочетанию крайнего индивидуализма с требованием отречения от своей личности, признания иллюзорности телесного бытия человека со страстным желанием сделать нашу жизнь совершенной. В результате учение Толстого оказало определенное влияние только на педагогику, породив в ней целое новое направление; представители русской философской мысли обращались к учению Толстого только для того, чтобы подвергнуть его резкой критике. Особенно большое внимание ему уделили Вл. Соловьев (в позднем сочинении "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории") и И. Ильина (в книге "О сопротивлении злу силою").
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...