Критика отвлеченных начал: поиски новой метафизики
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философская система Вл. Соловьева / Критика отвлеченных начал: поиски новой метафизики
Страница 4

Только в самых последних статьях, позже объединенных издателями под заглавием "Теоретическая философия", Соловьев внезапно возвращается к самой плодотворной идее своих ранних работ. Вновь рассматривая проблему исходного начала метафизики (науки об истинно существующем), он называет это начало "становящимся разумом истины"и описывает как всю бесконечную полноту содержания человеческого сознания, освобожденного от всех тех условий и ограничений, которые превращают его в эмпирическое сознание отдельной личности. Критикуя идею субстанциальности души, идущую от Декарта, Соловьев утверждает, что по-настоящему исходным, тем, что не подлежит сомнению в нашем познании, является самодостоверность наличного сознания, самодостоверность потока наличных фактов; причем по отношению к этому потоку бессмыслен вопрос о том, чье это сознание. Только над этим уровнем "наличного сознания" надстраиваются структуры логического мышления, и появляется возможность говорить об истине; на этом вторичном уровне, в свою очередь, появляется возможность зафиксировать субъект познания и я (уже в смысле абстрактного, отвлеченного начала). Этот интересный подход к анализу сознания (предвосхищающий современную феноменологию) остался у Соловьева неразработанным и даже не вполне ясным. Однако совершенно очевидно, что в нем нашли себе непосредственное продолжение и идея "внутреннего опыта", и связанное с ней убеждение Соловьева в том, что истинный Абсолют надо искать не "вне", а "в" человеке, в непосредственности его "внутреннего" бытия.

В работах, написанных после книги "Кризис западной философии", Соловьев уже не применял для описания акта мистического постижения Абсолюта-всеединства термин "внутренний опыт". Однако само представление о мистическом акте соединения сознания с Абсолютом как основе личного бытия человека и всех форм его деятельности становится центральным принципом его системы. В этом аспекте он является прямым продолжателем линии Хомякова, который, как мы помним (см. раздел 3.3), впервые попытался обосновать гносеологию с помощью мистической онтологии. Соловьев обобщает этот принцип и у него мистическая онтология обосновывает уже абсолютно все сферы жизни и культуры, в том числе философское и естественнонаучное знание. Именно в этом смысле он называл свою "истинную философию" мистицизмом, принципиально отличая последний от традиционного мистицизма, противопоставляющего себя науке и рациональной философии и враждебно настроенного по отношению к ним. Подробнее о своеобразной классификации Соловьевым сфер человеческой деятельности и культуры речь пойдет в разделе 6.6.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...