Экзистенциальная концепция человека и "оправдание" христианства
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / "Спор о христианстве": В.Розанов / Экзистенциальная концепция человека и "оправдание" христианства
Страница 2

В контексте таких представлений о человеке, о его бессмертии и неразрывной связи со всем бытием, становится ясным розановское понимание религии. Основа религии - это связь всего со всем, неразрывная целостность бытия и жизни, в которых каждый элемент способен охватить целое и почувствовать свое слияние с любым другим элементом (отметим сходство этого подхода к метафизическим основам религии с подходом Л.Толстого). Религия и дает это ощущение слияния всего со всем. Поскольку каждый человек неповторимо индивидуален - неповторима и его личная форма переживания единства бытия. Как пишет Розанов, "каждый человек знает свое "Богоявление", переживает каждый личные и особенные "откровения" - до больших, громадных, "всему человечеству", но по "образу и подобию" личных же. Хочу я этим сказать, что кроме громады-религии, объемлющей человечество, есть у каждого или Богом самим дана каждому еще своя и личная религия, ему одному только и известная и никому не передаваемая". Поскольку рождение и смерть играют ключевую роль в реализации единства человека с природой и с другими "мирами", все религии придают им особенно большое значение; их различное понимание и отличает "истинные" религии от "ложных". Ложь традиционного догматического христианства заключается в том, что оно противопоставляет бытие перед рождением и после смерти и бытие на земле. Ему противостоят "истинные" религии - иудаизм, египетская религия и язычество, в которых с разными оттенками выражено глубокое чувство сопричастности человека всему живому, абсолютность и универсальность жизни. Культурологический и философский анализ воззрений древних евреев, древних египтян, античных греков и римлян, выполненный под этим углом зрения, демонстрирующий превосходство их религиозных представлений над традиционным христианством, - самая яркая и интересная часть философского наследия Розанова.

Очередной парадокс розановского мышления заключается в том, что именно в этом контексте ему удается обосновать непреходящее значение самого христианства в истории человечества. Христианство оказалось ложным и нежизнеспособным в его "каменной", догматической и церковной форме, резко противопоставленной и враждебной другим религиям, но оно вечно как личная религия, как совокупность интимных, невыразимых чувств и переживаний, дополняющих переживания, лежащие в основе других религий. "Догмат есть мысль, знание, ведение: а религия, во всяком случае, - не ведение, а биение сердца, скорбящего, умиленного или переживающего еще тысячи чувств! Она вечна в человеке". Христианство в своем историческом становлении выросло из лона иудаизма и язычества и первоначально было слито с ними. Однако затем оно объявило войну двум величайшим и древнейшим "разделам" религиозного мировоззрения, и именно это сделало его ложной религией. Восстановить истинный смысл христианства можно только через восстановление его связей с иудейскими (ветхозаветными) и языческими религиозными представлениями.

В отношении необходимости нового синтеза Нового Завета и Ветхого Завета Розанов оказался в полном согласии с Мережковским, который также развивал идею о том, что спиритуализм и аскетизм христианства всецело связан с тенденцией к отрицанию Ветхого Завета. На этом пути, в частности, можно восстановить правильное религиозное отношение к браку и полу, заключающееся в ясном понимании священного характера пола, брака и семьи: основания для этого без труда можно найти в Ветхом Завете. С другой стороны, в язычестве человек глубоко осознавал свое единство со всеми вещами и существами бесконечной природы; восстановление языческого "измерения" в христианстве должно означать преодолению негативного отношения к земному бытию. В качестве примера такого христианско-языческого отношения к миру Розанов неоднократно приводит слова старца Зосимы из романа Достоевского "Братья Карамазовы" и Марии Лебядкиной из романа "Бесы", в которых обоготворяется, признается священной земная природа.

Возрождение целостности и полноты религиозного отношения к миру приводит к тому, что все недостатки христианства превращаются в его достоинства. Аскетизм (отрицание пола и процесса размножения) может быть понят в этом случае как адекватное выражение абсолютности отдельной человеческой личности, не приемлющей своего "распыления" в ряду поколений. Это нисколько не умаляет святости брака, семьи и деторождения. Здесь мы должны видеть две противоположные тенденции в человеческом бытии, в равной степени значимые и немыслимые одна без другой.

"Жестокость" и авторитаризм христианства в диалектическом взаимодействии с принципом равенства всех существ, причастных жизни, также обретают глубокий смысл как отражение строгого иерархизма духовной жизни человека (об этом мы уже говорили в связи с анализом взглядов К.Леонтьева).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...