6. Становление университетской философии. Обоснование рационального знания
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 6. Становление университетской философии. Обоснование рационального знания
Страница 8

Отличаются определенным своеобразием политико-правовые взгляды Батурина, отдаленно напоминающие концепцию Аристотеля. Согласно Батурину, государство выросло из иерархического союза семей, а отцовская и родственная власть постепенно превратилась в государственную. Поскольку сообщества людей не могут существовать без законов, то уже внутри- и межсемейные властные отношения регулировались законами, исходящими от старших семей. В условиях постепенного увеличения населения и территории, им занимаемой, власть отца оказывалась недостаточной, что повлекло за собой утверждение политического механизма власти. Лишь государственно организованное общество, специально созданные органы управления и принуждения могли справиться с задачей поддержания порядка и соблюдения законов на всей территории.

Батурин был сторонником социального порядка, строгого повиновения властям и соблюдения законов. Он высоко оценивает наличие "премудрых и человеколюбивых" законов, которым отдает предпочтение перед религиозными нормами темных мистических учений. Цель наказания Батурин видит не в том, чтобы восстановить нарушенную преступлением гармонию мироздания (как полагали масоны), а в устрашении потенциальных преступников. В целом процветание общества и государства, утверждение законности и искоренение преступности Батурин связывает с просвещением и трудолюбием народа. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1, С. 120 См.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2 т. М., 1952. Т. 1. С. 87 - 88. Там же. С. 88. Тамже. Т. 1. С.91. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 134. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 370. Там же. С. 233. Там же. С. 370. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 371. См. там же. С. 369. См.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 442. Там же. С. 465. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 417. Там же. Т. 2. С. 487. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 2. С. 526.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Смотрите также

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...