Попытка построения новой метафизики. Проблема ничто
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Метафизическая система С. Франка / Попытка построения новой метафизики. Проблема ничто
Страница 3

Такая непоследовательность в проведении новой концепции человека, несомненно, объясняется стойкими традициями русской философии; прежде всего - стремлением даже самых неортодоксальных мыслителей сохранить по-своему понимаемое "истинное" содержание православного христианства. Именно поэтому Франк не решается признать конечного человека основой онтологической структуры реальности - элементом, в координации с которым существует само "абсолютное" бытие и который является центром ущербного всеединства, обремененного присутствием иррационального ничто. Эта позиция ведет к такому трагизму в оценке судьбы человека в мире, который редко встречался как в западной, так и в русской философии и который был чужд мировоззрению Франка (по крайней мере в ранний период его творчества).

Впрочем, говоря о большей последовательности Хайдеггера в проведении новой метафизики человека, нельзя не отметить, что и в его концепции возникают неразрешимые проблемы, по отношению к которым уже концепция Франка выглядит более последовательной и цельной. Хайдеггер радикально отвергает идею Абсолюта, в его "фундаментальной онтологии" бытие не может рассматриваться как абсолютное в силу того, что его "ограничивает" ничто. Но, как уже говорилось, это ведет к тому, что лишаются безусловного и "прочного" основания и человеческое творчество, и все цели человеческой деятельности, и сам человек как таковой. Хайдеггер в поздние годы осознал возникающие здесь опасности (главная из них - это опасность абсолютного нигилизма, отрицания всех ценностей). В связи с этим в его работах появляются понятия, смысл которых невозможно интерпретировать иначе, как признание наличия в бытии абсолютного измерения. Если в ранних своих работах Хайдеггер утверждает, что Бог стоит в таком же отношении к Ничто, как и все остальное сущее, то позже уже надеется, что, будучи "пастырем бытия", стоя "рядом с бытием", "на просвете бытия", человек окажется все же способным открыть измерение Священного, которое преодолеет "безосновность" человеческой экзистенции. Это добавление привело к еще большему сближению философских позиций Хайдеггера и Франка, что не осталось незамеченным для последнего. Интерес к философии Хайдеггера не ослабевал у Франка на протяжении многих лет, начиная с середины 30-х годов, когда он впервые обратил внимание на работы немецкого философа. Однако понимание тождества главных интенций, определявших развитие как философии Хайдегтера, так и его собственной философской системы, пришло к Франку только в самом конце жизни; об этом свидетельствует письмо, посланное им незадолго до кончины близкому другу, известному немецкому психологу Людвигу Бинсвангеру.

Взгляды самого Франка также претерпели определенные изменения с течением времени; хотя, возможно, и не такие существенные, как взгляды Хайдеггера. Уже в книге "Непостижимое", сталкиваясь с проблемой смерти и зла и признавая ее неразрешимость в рамках концепции всеединства, Франк фактически выходит за рамки философии к чистой религиозной вере. В дальнейшем эта тенденция стала еще более заметной, достигнув своего апогея в последней его работе - в книге "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия".

Именно здесь, впервые в творчестве Франка, под вопрос ставится вся концепция всеединства в целом. Обращение к церковному православию заставило Франка пересмотреть ключевые положения своей философской системы. Концепция всеединства в том предельно последовательном ее проведении, которое было характерно для Франка (и которое выгодно отличало его от Вл. Соловьева), в принципе не допускала однозначного согласования с христианской догматикой, поскольку тяготела к монистическому, пантеистическому видению мира (как это было и у великих предшественников Франка - Плотина, Николая Кузанского, Фихте). На этом фоне последняя книга Франка производит странное впечатление: не решаясь явно отказаться от главных идей своей философской системы, автор несколько "размывает" эти идеи, пытается сформулировать их настолько неопределенно, чтобы оставалась возможность интерпретировать их в духе традиционного противопоставления Бога, трансцендентного миру, и конечной земной реальности. Пожалуй, толь

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Глобальные проблемы современности
...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...