Философия нового и новейшего времени
Основы современной философии / Исторические типы философии / Философия нового и новейшего времени
Страница 5

Французская материалистическая философия второй половины XVIII в. соединяет предшествовавших французских мыслителей, элементы философии Декарта и английский сенсуализм. Соединяющим «мостом» служит философия Этьена Кондильяка (1715 - 1780 гг.). В ней он противоречиво соединяет признание локковского сенсуализма, распространенного на мышление, отвержение познаваемости материи и ее основных атрибутов, критику учения Спинозы о единой субстанции. Жюльен Ламетри (1709- 1751 гг.), автор «Человека-машины», признает объективной основой наших ощущений внешний мир. Материя и движение неотделимы. Источник движения находится в самой материи, но сущность движения и материи непознаваема. Мышление, как способность определенного вида материи, основано на ощущениях. Механистический подход к человеку выражается в том, что душу он считает материальной, выступающей «двигателем» живого организма. Тогда как развитие между человеком и животным только количественное — оно в размерах и структурах мозга, и ничего более.

Поль Гольбах (1723 - 1789 гг.) в «Системе природы» последовательно излагает принципы материализма того времени. Он проводит идею о сводимости всех явлений природы и всех природных сил к различным формам движения материальных частиц. Природа — совокупность различных движущихся сил материи. Движение присуще материи, и кроме движущейся материи ничего не существует. Движение является источником всех свойств, которые считались первичными в концепциях Декарта и Спинозы. Движение у него двух видов — механическое перемещение и взаимодействие невидимых материальных частиц. Причинность и детерминизм он понимает механически — это абсолютный момент необходимости. Природа как движущаяся материя не имеет случайности. Причина и следствие действуют везде: и в космосе, и в сфере действия человека. Позиция здравого смысла свойственна ему в критике религии.

Клод Гельвеций(1715 - 1771 гг.) подчеркивает материальный характер и объективное существование внешнего мира. Мир — движущаяся материя, формы существования которой — пространство и время. Человек неотделим от природы и подчинен ее закономерностям. Человек своими знаниями, умениями обязан опыту, который он получает при помощи чувственности и сохраняет посредством памяти. Душа смертна, она — способность ощущения. Как и Гольбах, он — сторонник жесткого детерминизма, утверждая, что в области природы и человеческого поведения правит закон — естественный или «закон интересов». Естественные движущие силы человеческого поведения являются основаниями этики, критерием которой является «польза» общества. Общество как совокупность собственников должно покоиться на «равномерном разделении» собственности. Как и многие просветители, он верит в «разумного правителя», «философа на троне».

Французская философия сыграла свою роль в становлении и развитии классической немецкой философии, где была снята ее созерцательность и механицизм. Философия Нового времени оставила ряд проблем нерешенными. Требовался иной подход, диалектический. Классический рационализм, как вера в возможность полного рационального познания мира и человека с помощью разума, стал и основой развития науки, европейского стиля мышления.

Немецкая классическая философия — блестящее, сложное и противоречивое явление в духовной жизни Европы конца XVIII - начала XIX вв. было подготовлено рядом факторов. Здесь и влияние буржуазной революции 1789 — 1794 гг. во Франции и ее идеалов свободы, равенства и братства, достичь которые немецкие философы пытались теоретически. Нельзя сбрасывать и влияние промышленной революции в Англии, поскольку Германия оставалась полуфеодальной, состоящей из нескольких сотен земель, княжеств, вольных городов, не соединенных ни политически, ни экономически. Практическая и творческая деятельность заменяется сферой деятельности духа, культуры, искусства. Формулируется тезис, что человек, как активный субъект исторического процесса, сам творит свою жизнь и историю. Правда, решаются эти задачи немецкими мыслителями с идеалистических позиций. Стоит вспомнить и о влиянии открытий и наработок в естествознании, с которым были знакомы достаточно обстоятельно немецкие мыслители. Свою роль сыграло и немецкое Просвещение.

Как своеобразные миссионеры разума, немецкие просветители считали себя призванными открыть людям глаза на их природу и предназначение, направить их на путь одухотворяющих истин. Исторический оптимизм, идея прогресса акцентируют внимание их на проблемы наилучшего общественного устройства, разработку программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе. Христиан Вольф (1679 — 1754 гг.) — начало Просвещения, с ним связана систематизация и популяризация учений Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философского знания. Творчество раннего Канта протекало под влиянием Руссо, Вольфа и Юма. Современник раннего Канта — Лессинг высказывает мысль о единстве человеческого рода, человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. И. Г. Гердер (1744 -1803 гг.) — ученик Канта и Лессинга, высказал мысль о закономерном поступательном характере изменений, происходящих в обществе, обосновав свою философию истории на идее, что гуманизм, т. е. автономное использование сил, дан человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния индивидов друг на друга. Кант, критикуя Гердера, считает, что «необщественная общественность» человека, антагонизм, который служит прогрессу, является основой философии истории. Оказали свое влияние на развитие философского процесса и «философские прозрения» поэта, натуралиста и просветителя И. В. Гете (1749 - 1832 гг.), современника и участника эпохи немецкой классической философии и романтизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...