Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии
Основы современной философии / Философские проблемы сознания / Генезис сознания. Роль языка и социокультурных факторов в его возникновении и развитии
Страница 1

Сознание является фундаментальным понятием философии. Его содержание составляет духовная активность человека, для понимания и обоснования которой принципиальное значение имеет вопрос о происхождении сознания. При его решении философия опирается как на естественнонаучные данные физиологии и психологии, так и на полученные в последние годы интересные материалы археологии, антропологии, этнографии, лингвистики и т. п.

Смысл доисторического периода развития человечества заключался в выработке механизмов такого приспособительного поведения людей в природной среде обитания и социальном окружении, которое бы позволяло им выживать, существовать, продолжать род, поддерживать и изменять свою жизнь. Орудийность, язык, развивающиеся социальные формы общности, хозяйственный уклад и другие социокультурные факторы сыграли решающую роль в становлении сознания человека. Они были стержневыми в первобытной эволюции человека и определили своеобразие естественного рубежа, отделившего человека от остальных живых существ. Обсуждение различий животных и человека считается основным содержанием философской проблемы антропогенеза.

Поведение животных находится в зависимости от действия биогенетических факторов и условий окружающей среды. Оно ситуативно и инстинктивно. Благодаря длительной эволюции человека происходит необратимая перестройка и усложнение его поведения за счет: а) появления новых свойств тела (прямохождение, освобождение рук и их новые функции, усложнение структур и функций мозга при одновременном возрастании объема его массы); б) применения, а затем и изготовления орудий труда; в) формирования новых способов общения (функций тела и его органов, устной и письменной речи). Общность действия биоэволюционных закономерностей по отношению к животным и человеку заметно сказалась на сходстве характеров их поведения. В частности, таково сходство в использовании орудий животными и человеком. Высокоорганизованные животные, также как и люди, могут использовать естественные (подручные) орудия (палки, камни), даже изготовлять орудия для определенных целей с помощью зубов и конечностей (очистить палку от веток, заострить ее, камнем разбить раковину или орех). Но подобное сходство является внешним, за ним скрывается существенное различие между животными и человеческими способами изготовления и употребления орудий.

Наиболее явно оно обнаруживается в том, что только человек может изготавливать искусственные орудия (технику) с помощью других, ранее произведенных им средств труда. В биологии не известен ни один вид животных, который бы мог изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных им средств. Подобная орудийная деятельность есть привилегия человека. Данные биологических наблюдений свидетельствуют о том, что сложные формы поведения животных (элементарные информационно-ориентировочные и эмоционально-психические действия, научение, ритуалы, общение и т. п.) подчиняются генетически запрограммированным правилам, помогающим им приспособиться к изменениям среды обитания. Тогда как в действиях человека по мере его эволюции прогрессируют произвольные элементы при принятии решения и оптимизации поведения.

Другим важнейшим фактором, отделившим в ходе эволюции человека от животного мира, являются его речевые способности. Любой вид животных обладает средствами обмена информацией, позволяющей координировать и направлять свои действия, предупреждать об опасности, привлекать к себе внимание, метить территорию своего проживания. Но сколь бы ни были разнообразны сигнально-информационные способы поведения и взаимодействия животных, они сохраняют свои эволюционно-генетические ограничения. Это касается их как внутри-, так и межвидовой коммуникации. В отличие от них человеческая речь в процессе эволюции превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, желаний, оценок. Помимо эволюционно-генетических причин, этому в немалой степени способствовали антропологические, социальные и культурные факторы становления человека. Конечно, все гипотезы происхождения языка настолько проблематичны, насколько предположительной, искомой является сама эволюция человека. Ясно только, что брешь, разделяющая языковые способности животных и человека, очень велика.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...