Структура сознания
Основы современной философии / Философские проблемы сознания / Структура сознания
Страница 3

Когда мы говорим о рациональности поступков, институтов или знаний, то используем это понятие как предикат. Однако применительно к личности оно выступает как диспозиция, ибо проявляется при взаимодействии человека с окружающим миром и другими личностями. Как относительное, так и безотносительное определение рациональности сталкивается с многочисленными трудностями. Вместе с тем, рациональность — это главным образом нормативное понятие. Когда рациональность определяется как действие по правилам, то различие истинного и ложного определяется здесь на основе нормы. Стало быть рациональность вовсе не сводится к свободе от ценностных суждений. Все эти замечания свидетельствуют о необходимости пластичного соединения ценностного и познавательного в теории рациональности. Рационализм — это не только доктрина, но и реальные мышление, язык, деятельность. Все они опираются на способность находить и корректировать стандарты рациональности. При этом требуется как высокий уровень компетентности, так и учет жизненных ценностей.

Сознательная деятельность человека представляет собой совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых и мнемических структур, каждая из которых выполняет собственные функции. Все они находятся в системном единстве. Целостность как системное качество означает несводимость специфики сознания к образу действия его составляющих. Обусловленность знания социокультурным контекстом человеческих отношений, его телесно-духовные, языко-речевые и когнитивно-коммуникативные предпосылки составляют необходимые условия взаимодействия любых идеальных состояний, явлений и процессов, несмотря на специализацию их функций внутри целого. Так, реализация познавательно-информационной функции сознания требует участия в первую очередь чувственно-мыслительных средств и форм с их речевыми ресурсами; при оценке информации и выборе ее значений вступает в действие эмоциональный блок; для осуществления регуляции, преодоления препятствий и достижения искомой цели необходимы волевые усилия; сличение искомого знания с уже известным невозможно без приведения в действие механизмов памяти. Любое элементарное действие сознания обладает всеми его чертами как целого. Работа сознания в целом или отдельных сознательных действий человека обеспечиваются интегративным взаимодействием его структур, прояснение специфики которых — неотъемлемая задача философского анализа.

Чувственно-мыслительные процессы, являются основными «поставщиками» и преобразователями информации в об щей структуре сознания. Перцептивные (чувственные) механизмы ощущений, восприятии, представлений работают по принципу активного уподобления информации ее источнику — объекту. Все перцептивные процессы обладают общими и особенными свойствами. Если пространственно-временные свойства являются общими свойствами перцепции, то ее особенные свойства зависят от природы той или иной формы чувственности.

Процессы реального функционирования сознания исключают «чистые», независящие друг от друга перцептивные формы преобразования информации. Как правило, чувственные процессы взаимодействуют, воздействуют друг на друга, находясь в отношениях взаимопроницаемости, взаимообеспечения и т. п. Наблюдается синтез действия разных видов чувственности. Замечено, например, что зрительный образ играет ведущую роль в процессах перцептивной переработки информации человеком, способствуя оптимизации ее потоков. При этом формирование чувственного образа предполагает поиск и обнаружение наиболее информативных значений воспроизводимого объекта. Перцептивные структуры и процессы не протекают изолированно, а находятся под постоянным воздействием остальных структур и процессов сознания. Мыслительные процессы усиливают вариационные возможности перцепции, опосредуют и обобщают информационную работу сознания, продуцируют новое знание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...