Понятие политической жизни общества
Основы современной философии / Политическая жизнь общества / Понятие политической жизни общества
Страница 1

Политическая жизнь общества представляет собой совокупность всех форм политической жизнедеятельности людей, как организованных, так и неорганизованных, как официально признанных, так и непризнанных. Она есть не что иное, как сфера собственного бытия политики. Именно в политической жизни находят свое место объективные основания политики, объективные закономерности ее развития, в том числе эволюционные и революционные. В ней обретают смысл категории политического детерминизма, политического пространства и политического времени. Здесь дают о себе знать преобразовательные возможности политики, влияющие не только на характер политической системы, но и на общество в целом.

Сказанное предопределяет и сущностные характеристики политической жизни общества, к которым необходимо отнести следующие. Во-первых, это ее властно-обусловленный и социально-противоречивый характер. Обусловленность политической жизни властными отношениями объясняется тем, что ее основными побудительными мотивами являются многообразные потребности и интересы людей, удовлетворение которых зависит от механизма политической власти и осуществляемой ею политики. Политические потребности и интересы выражают специфику взаимоотношений и жизненных ситуаций различных социальных групп, слоев, профессий, классов, национальных и этнических образований. Они могут быть долговременными и кратковременными, общими и частными, антагонистическими и неантагонистическими. Степень развитости политической жизни зависит от уровня взаимодействий политических субъектов с институтами власти, осознания ими своих потребностей и интересов.

Поскольку политические потребности и интересы людей весьма разнообразны, а подчас и прямо противоположны, постольку и политическая жизнь общества не является однозначной, а имеет своеобразную диалектико-противоречивую форму. На каждом этапе своего развития она приобретает двоякую форму политических отношений: с одной стороны, отношений политического сотрудничества, а с другой — отношений политического соперничества. Первые складываются на основе совпадения, а вторые — несовпадения политических потребностей и интересов субъектов политической жизни. Преобладание той или иной формы политических отношений зависит от многих причин, но прежде всего от степени развитости и демократичности самой политической жизни.

В странах с низким уровнем политико-демократического развития в течение определенного времени, как правило, преобладающей является форма отношений политического соперничества, которое может приобретать довольно острый, в том числе и вооруженный характер. Конечным результатом такого соперничества является либо установление авторитарно-тоталитарных режимов с принудительно навязываемым «политическим согласием» и «политическим сотрудничеством», либо переход к цивилизованному обществу, где преобладающей формой отношений является стремление к политическому сотрудничеству, в частности к политическим компромиссам, и где существует надежный механизм разрешения различного рода политических противоречий.

Во-вторых, существенной чертой политической жизни общества является ее особое пространственно-временное измерение. Политическая жизнь всегда существует в конкретном социальном пространстве. В свою очередь сами пространственные изменения политической жизни происходят в определенных временных рамках, обладающих разной степенью длительности. Политическое пространство неотделимо от географического пространства, хотя и не тождественно последнему. Оно не сводится к географическому пространству потому, что имеет собственное, глубинное измерение, в качестве какового выступают политические отношения. Другими словами, политическое пространство выступает не только формой, но и необходимым условием функционирования политических отношений. Оно служит и ареной политической деятельности различных социальных сил общества, и объектом их сложной политической борьбы. Не случайно одной из важнейших проблем, стоящих по существу перед каждым обществом, является проблема целостности и устойчивости политического пространства, которая решается далеко не просто. Свидетельством тому могут служить Югославия, Палестина, Россия и многие другие современные страны.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...