Патристика
История общей философии / Философия средних веков и эпохи возрождения / Патристика
Страница 1

Одним из первых представителей патристики — учения «отцов церкви» — был Тертуллиан (ок. 150—ок. 222), прославившийся знаменитым изречением: «Верую, потому что абсурдно». В этой фразе сформулировано требование, сохранившееся в некоторых современных религиях, — безусловная, слепая вера в установленные церковью догматы, т. е. основные положения вероучения. Последующие представители патристики — Климент Александрийский (ок. 150—до 215), Ори-ген (ок. 185—253 или 254), а также наиболее почитаемые в православии члены каппадокийского кружка церковных деятелей — Василий Великий (ок. 330—379), его брат Григорий Нисский (ок. 335—ок. 394) и Григорий Богослов (ок. 330—390). Последний выдающийся представитель патристики — Иоанн Дамаскин (ок. 675—не позже 753).

Наиболее авторитетным мыслителем эпохи патристики считается Августин Аврелий (354-430), причисленный после смерти к лику блаженных и называемый обычно Августином Блаженным. Самые известные его труды — «О граде Божием» и «Исповедь».

В своих сочинениях Августин пытался логически обосновать существование бога. Набольшую известность получило так называемое онтологическое доказательство бытия бога. Его существование, гласит это доказательство, следует из самого понятия всесовершенного существа, так как идея абсолютного совершенства обязательно включает в себя, в частности, и необходимость существования. Так как бог абсолютно совершенен, он неизбежно должен существовать.

Августин ввел в религиозную философию принцип креационизма — утверждение, что бог сотворил мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи (вспомним Платона и Аристотеля). Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его богом вновь и вновь. Если бы творческая сила бога иссякла, мир тотчас вернулся бы в небытие. Разработанная Августином идея креационизма — одно из главных положений современного христианского богословия.

Учение Августина о божественной благодати и божественном предопределении также сильно повлияло на последующее развитие христианства и вызвало многочисленные споры. Философ считал, что божество с самого начала предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Без полученной от рождения божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Иными словами, свобода воли, способность человека принимать самостоятельные решения практически отрицалась. Августин склонялся к фатализму — представлению об изначальной предопределенности судьбы человека сверхъестественными силами.

В объемном труде «О граде Божием» Августин разработал целостную концепцию всемирно-исторического процесса, попытаясь создать христианскую философию истории. История общества разделялась на 6 периодов: от Адама до потопа (Ноя); от Ноя до Авраама; от Авраама до Давида; от Давида до Вавилонского царства; от Вавилонского царства до Христа; от Христа до Страшного суда. Этой чисто библейской, религиозной классификации соответствовали и мистические взгляды Августина на движущие силы исторического процесса. Великий христианский мыслитель считал историю общества результатом борьбы двух враждебных и непримиримых царств: царства церкви («града Бо-жиего») и царства дьявола («града земного»). В учении Августина резко противопоставляются церковь и государство. Град земной — это государство, оно основано на эгоизме, любви человека к самому себе и раздирается войнами, конфликтами, борьбой одних слоев народа против других. Град Божий — это христианская церковь, основанная на самоотверженной любви человека к богу. Высшей ступенью развития государства была Римская империя, царство греха и дьявола. Ее падение (Августин имеет в виду разрушение Рима готами в 410 г.) — закономерный результат дьявольской истории Рима.

При всей своей фантастичности (нелепо было бы ждать от мыслителя

Страницы: 1 2

Смотрите также

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...