Основные особенности русской философии
История общей философии / Основные особенности русской философии / Основные особенности русской философии
Страница 3

Славянофилы выражали в основном религиозную и идеалистическую тенденции в развитии философии в России. В конце XIX—начале ХХ в., когда движения славянофилов и западников распались на различные новые идейные течения, религиозно-идеалистической концепции противостояло революционно-демократическое направление общественной мысли. С 1880-х гг. в стране началось широкое распространение марксизма. Сначала оно было связано с пропагандистской деятельностью организованной Г.В.Плехановым (1856-1918) группы «Освобождение труда». Затем марксистское направление в развитии философской и общественно-политической мысли возглавили В. И. Ленин и другие руководители русской социал-демократии.

Уникальная российская научная школа, изучавшая связь человека с окружающей его природой и со Вселенной в целом, получила название русского космизма.

К русскому космизму принадлежали мыслители, имевшие разные научные интересы и мировоззренческие ориентации. Наиболее известные из них — утопист Н. Ф. Федоров (1828-1903), священник и религиозный философ П. А. Флоренский (1882-1943), Н. А. Бердяев (см. главу 6, § 4), создатель ракетодинамики и астронавтики К. Э. Циолковский (1857-1935), основоположник геохимии, биогеохимии и теории биосферы В.И.Вернадский (1863-1945). Главная мысль, объединявшая этих ученых в одно направление, — это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового, сознательного этапа развития мира. На этом этапе человек научится направлять эволюцию Вселенной в том направлении, которое диктует ему разум и нравственное начало. Н. Ф. Федоров мечтал о регуляции природы средствами науки и техники. Путь к этой регуляции лежит через овладение силами природы, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Высшая цель регуляции выглядит совершенно фантастично — это воскрешение предков («отцов»), т. е. всех ранее живших людей. Но фантастические проекты Федорова сменились глубоко научными идеями Циолковского и Вернадского о связи человека с окружающей нас природой и с космосом в целом.

К. Э. Циолковскому принадлежит знаменитый афоризм: «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Он был сторонником расселения цивилизации во Вселенной и делал прогнозы о грядущей в далеком будущем полной биохимической перестройке человеческого организма (идея, приобретающая все более реальный смысл в результате разработки методов генной инженерии). Мысль о неизбежности выхода цивилизации с породившей ее планеты в космос тоже стала актуальной в эпоху глобального экологического кризиса. В работах ученых Римского клуба и других научных центров было показано, что невозобновляемые ресурсы полезных ископаемых на планете далеко не беспредельны и в обозримом будущем должны быть исчерпаны. (Об этом см., например, Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л. и др. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». Изд. 2-е. М.: Изд-во МГУ, 1991.) Это может привести к постепенной деградации и гибели цивилизации. Любые меры экономии способны только оттянуть этот кризис, но не предотвратить его раз и навсегда. Поэтому существует точка зрения, что на определенной стадии эволюции расселение за пределы планеты является объективным законом развития цивилизаций. Во второй половине ХХ в. американскими учеными были даже предложены технические проекты, позволяющие в обозримом будущем начать выдвижение человечества в космическое пространство. Это прежде всего так называемый Принстонский проект (самоокупаемый проект создания орбитальной станции с населением 10 000 человек) и сфера Дайсона (создание из вещества метеоритов искусственного космического тела). В СССР, как известно, была создана первая орбитальная станция. Все подобные проекты в значительной степени явились продолжением идей К. Э. Циолковского.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...