Заключение
История общей философии / Заключение / Заключение

Философия эпохи зрелого капитализма существенно отличается от так называемой классической философии, завершившейся учениями Гегеля и Фейербаха. На базе основных философских направлений в Х1Х-ХХ вв. возникли школы и учения, осмысливавшие сильно усложнившуюся систему знаний и комплекс социальных проблем индустриального и постиндустриального общества. К сожалению, дать окончательную оценку этих учений, перспективности их подходов, их роли в развитии человеческого знания пока трудно. Широко распространено мнение, что современное общество вошло в некую переходную фазу, напоминающую эпоху Возрождения, когда феодальный строй постепенно трансформировался в капитализм. Начинается формирование новой социальной реальности, основные черты которой пока остаются неясными. Различные направления общественной мысли характеризуют будущую реальность как постиндустриальное, технотронное, информационное, коммунистическое общество и т. д. Поиск философского осмысления этих коренных преобразований привел к созданию большого числа новых концепций. Наиболее известные из них мы обсудили выше. У современных мыслителей философия тесно связана с социальными проблемами и с развитием частных наук. Сфера интересов философов все больше смещается в сторону теории познания, научной методологии и осмысления проблем человека. В то же время понимание человека и общества остается поверхностным, оторванным от научной концепции природы и материального мира в целом. Усиление роли человеческой личности, индивидуальности в социальной жизни постиндустриального общества приводит к тому, что проблема человека ставится и обсуждается с особым интересом во всем многообразии ее аспектов.

Позитивизм и неопозитивизм исследовали развитие научного познания, считая в то же время неразрешимыми традиционные философские вопросы. Марксизм как чрезвычайно широкая философская концепция стремился охватить все фундаментальные мировоззренческие проблемы, делая особый акцент на освобождении человека от сдерживающих его творческую активность социальных сил и создании условий для всестороннего развития личности, реализации ее творческого потенциала при достижении обществом высшей ступени развития — коммунистической формации. В то же время в ХХ в. ряд тоталитарных и диктаторских государств использовали концепцию марксизма для создания режимов и экономических систем, угнетавших и подавлявших личность (если не сказать хуже — часто физически уничтожавших большие массы людей). Фрейдисты пытались понять человека как бы изнутри — проникнуть в глубины подсознательного и объяснить развитие общества законами функционирования человеческой психики. Экзистенциалисты предлагали выйти за пределы сциентизма и раскрыть суть человеческого существования как иррационального самоощущения людей в современном обществе, используя средства науки, искусства, религии. Неофрейдизм предпринял попытку объединить подходы фрейдизма, марксизма и экзистенциализма, создав более глубокое, комплексное учение о человеке — о личности, обществе и закономерностях их взаимодействия. Религиозная философия применила к проблемам современного общества традиционные теологические подходы, считая веру в сверхъестественное и основанное на ней мировоззрение единственно правильным путем решения таких проблем. Философская герменевтика сузила круг задач до исследования человеческого познания, разрабатывая учение об интерпретации и истолковании текстов (под текстом фактически понималось любое знание, информация и даже окружающий мир в целом).

Таким образом, мы видим, что неоднородность современного мира привела к формированию большого многообразия подходов к решению традиционных философских и мировоззренческих проблем.

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...