Вера и религия
Проблемы философии общества / Феномен веры мировоззрение и вера / Вера и религия

Принято думать, что вера в бога - главное в религии, что это такое необходимое начало, без которого функционирование религиозных институтов (церквей, мечетей, буддистских храмов и т.п.) невозможно.

Предполагается, что без веры в бога невозможна вера в силу религиозных ритуалов и пр.

Сама постановка вопроса заставляет усомниться в истинности таких представлений. Действительно, трудно найти религиозную личность, которая воспринимала бы мифы о бытии богов и творимых ими чудесах не иначе, как иносказания.

Современные теологи, теософы и пр. с большой готовностью соглашаются с научными и техническими открытиями, "снимающими" те или иные религиозные мифы; они склонны сомневаться в различных "деталях" жизнеописания святых, отрицая одновременно существование причинной связи между конкретикой вероисповедания и функционированием религиозных институтов.

При этом религия решает суто социальные задачи, по отношению к которым содержание религиозной проповеди носит подчиненный характер.

Религиозные институты, равно как и атеистические (например, атеистические общества), являются одновременно и государственными институтами. В этом состоит их институциональная сущность. Даже в тех странах, где религия "отстранена" от государства, последнее в действительности контролирует и направляет деятельность ее институтов. Обычно в этих случаях создается специальный государственный орган типа "комитета по делам религий" и т.п. Напротив, трудноуправляемые религиозные направления, конфессии и секты, имеющие антиправительственную или даже антигосударственную направленность, беспощадно преследуются государством.

Церковь всегда играла роль одной из идеологических институций государства, так сказать, для создания необходимого идеологического фона, - наряду с литературой, драматургией, кино и прочими разновидностями искусства.

Хотя в религии, как таковой, нет места для конкретных политических тезисов (на практике это выглядит не совсем так), религиозность и, более того, приверженность к одной определенной религии культивируется государством, как признак хорошего тона, как признак "добропорядочности" и проправительственной лояльности. Таким образом, с детства вырабатывают привычку идти "строем и в ногу" со всеми, а всем - с государством. Культивируется конформизм, как средство морального угнетения, когда каждый боится "оторваться от масс".

Природа такого страха заложена, как мы думаем, в сломленном сознании индивида, вынужденного примириться с исполнением религиозных ритуалов, несмотря на все сомнения по поводу происхождения религиозных мифов.

В то же время, такое - квазинейтральное - использование религии государством не исключает прямого подключения ее к конкретной политике, что нашло свое проявление в существовании автокефальных церквей, теократических режимов, миссионерства и пр.

Так религиозная ниша, отведенная сознанием обывателя для веры, в большей своей части оказалась занятой политикой.

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...