Вера и религия
Проблемы философии общества / Феномен веры мировоззрение и вера / Вера и религия

Принято думать, что вера в бога - главное в религии, что это такое необходимое начало, без которого функционирование религиозных институтов (церквей, мечетей, буддистских храмов и т.п.) невозможно.

Предполагается, что без веры в бога невозможна вера в силу религиозных ритуалов и пр.

Сама постановка вопроса заставляет усомниться в истинности таких представлений. Действительно, трудно найти религиозную личность, которая воспринимала бы мифы о бытии богов и творимых ими чудесах не иначе, как иносказания.

Современные теологи, теософы и пр. с большой готовностью соглашаются с научными и техническими открытиями, "снимающими" те или иные религиозные мифы; они склонны сомневаться в различных "деталях" жизнеописания святых, отрицая одновременно существование причинной связи между конкретикой вероисповедания и функционированием религиозных институтов.

При этом религия решает суто социальные задачи, по отношению к которым содержание религиозной проповеди носит подчиненный характер.

Религиозные институты, равно как и атеистические (например, атеистические общества), являются одновременно и государственными институтами. В этом состоит их институциональная сущность. Даже в тех странах, где религия "отстранена" от государства, последнее в действительности контролирует и направляет деятельность ее институтов. Обычно в этих случаях создается специальный государственный орган типа "комитета по делам религий" и т.п. Напротив, трудноуправляемые религиозные направления, конфессии и секты, имеющие антиправительственную или даже антигосударственную направленность, беспощадно преследуются государством.

Церковь всегда играла роль одной из идеологических институций государства, так сказать, для создания необходимого идеологического фона, - наряду с литературой, драматургией, кино и прочими разновидностями искусства.

Хотя в религии, как таковой, нет места для конкретных политических тезисов (на практике это выглядит не совсем так), религиозность и, более того, приверженность к одной определенной религии культивируется государством, как признак хорошего тона, как признак "добропорядочности" и проправительственной лояльности. Таким образом, с детства вырабатывают привычку идти "строем и в ногу" со всеми, а всем - с государством. Культивируется конформизм, как средство морального угнетения, когда каждый боится "оторваться от масс".

Природа такого страха заложена, как мы думаем, в сломленном сознании индивида, вынужденного примириться с исполнением религиозных ритуалов, несмотря на все сомнения по поводу происхождения религиозных мифов.

В то же время, такое - квазинейтральное - использование религии государством не исключает прямого подключения ее к конкретной политике, что нашло свое проявление в существовании автокефальных церквей, теократических режимов, миссионерства и пр.

Так религиозная ниша, отведенная сознанием обывателя для веры, в большей своей части оказалась занятой политикой.

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...