Естественное чудо
Проблемы философии общества / Феномен веры мировоззрение и вера / Естественное чудо

Сверхъестественное невозможно по своему понятию. Поскольку сверхъестественное иной природы, чем все остальное, постольку оно не может взаимодействовать с естественным миром. Так, коль скоро душа сцеплена с телом неким образом, пусть в одной только точке, - значит они одной природы. Если они разной природы, то это означает, что между ними не существует ни одной точки соприкосновения или общего признака для сопоставления.

Вопреки своему определению, термин "сверхъестественное" чаще употребляют в ином смысле - как нечто "естественно существующее", которое, однако, недоступно человеческому разуму. А нашему разуму не доступны самые, казалось бы, очевидные вещи, например: "Почему мир так устроен, что диагональ квадрата не соизмерима с его стороной?" и т.п. Конечно, это пример чуда, но наукой оно не выпячивается, как таковое, ибо само собой разумеется: не будь незнания - не возможно было бы развитие знания. Истинная наука занята истинными чудесами. Все это тривиально.

Напротив, религия широко эксплуатирует понятие чуда, специально выдумывая дикие мифы, вполне доступные неразвитому уму, для которого принятие действительных чудес, пронизывающих всю сущность нашего бытия, является невозможным.

Но почему религия делает акцент на чудесах? Потому, думается, что явление чуда подчеркивает равноценность всех индивидов от дурака до гения. Религиозное чудо "работает" как идея смирения гордыни. Подчеркивая ничтожность человеческого знания, фатальную ограниченность науки, религия тем самым пытается придать особое значение самой себе.

Здесь в неявной форме мы сталкиваемся с софизмом типа "подмены тезиса", ибо из ничтожности одного вовсе не следует величие другого.

Таким образом, можно верить в религиозные чудеса, можно не верить в них, но следует признать, что обскурантизм есть опорная стена любой религии, как бы последняя ни "соглашалась" с существованием науки.

Напротив, наука, в отличие от религии, отрицая завершенность мировоззренчества и постоянно борясь со спонтанной аутосуггестией, взирает на мир, как на незавершенное чудо.

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...