Причина и инерция в истории
Проблемы философии общества / Философия истории / Причина и инерция в истории

Как известно, по закону Галилея для того, чтобы физическое тело двигалось равномерно и прямолинейно, т.е. по инерции, не требуется ничего.

Мы видим, что не всякие процессы нуждаются в какой бы то ни было причине. С другой стороны, нам не известны какие-нибудь вечные явления или вечные процессы. Это означает, что если тело находится сейчас в инерционном движении, то ранее оно должно было покоиться или двигаться по кривой, или оно вообще не должно было существовать, то есть, так или иначе, должна быть причина, которая перевела бы тело в это новое для него состояние. В то же время, как бы долго ни находилось физическое тело в ускоренно-криволинейном движении, как только все силы иссякнут, оно будет продолжать движение по инерции.

Таким образом, свойство инерции атрибутивно присуще любому физическому телу. Кстати, этим моментом всеобщности снимается качественная исключительность инерционного движения.

Для социологии из всего сказанного важно одно: движение не исчезает в отсутствие причин (сил), но только изменяет свой характер. Поэтому инерционность общественных процессов не требует никаких объяснительных причин. Причины "работают" только тогда, когда меняется сам характер процесса.

Так, старение машин и зданий, как спонтанный процесс, есть важнейшая причина экономических кризисов. Однако, чтобы эта причина возникла, сначала нужно было произвести эти самые машины. Мы видим, что причина возникновения кризиса была заложена уже в спонтанном процессе экономического "развития".

Можно утверждать, что инерция стабильного общественного процесса (воспроизводство тех же самых машин и интенсивная эксплуатация морально устаревшей техники) создает и подпитывает причины, его разрушающие.

Думается, что это положение относится также к той или иной общественной формации в целом. При распаде того или иного общественного строя возникает иллюзия, что погибает именно э т а форма общественных отношений и именно потому, что она такая. В действительности же мы имеем распад общественных отношений как таковых, ибо в этот период прерываются в с е связи, как-то: начальник - подчиненный, собственник - пролетарий, производитель - защитник, пекарь - хлебопашец и др.

Последующее возобновление общественных отношений, как

таковых, может стать пролонгацией докризисных процессов в виде:

-исторической инерции предшествующих отношений внутри общества, в том числе, влияния второстепенных структур, сформировавшихся в недрах старого строя. Например, пробуржуазные отношения, возникшие в недрах крепостничества или чиновничий абсолютизм - предвестник социализма, возникший в посткрепостнической России, или, так называемый, хозяйственный расчет - предвестник капиталистического рынка, созревший уже в социалистическом обществе;

-распространения инерции исторического процесса на межнациональные отношения, как то, порабощение цивилизованных народов древности варварами, татаро-монгольское иго на территории Древней Руси, советизация западных славян, прибалтов и др.

В любом случае, если Вы, наш читатель, хотите найти причину причин, нужно помнить, что новое возникает из ничего (иначе, какое же оно новое?) и этим беспричинным явлением, этим ничто являются пересекающиеся множества спонтанно (инерциально) протекающих процессов.

Смотрите также

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...