Процессы общественной структуризации
Проблемы философии общества / Философия истории / Процессы общественной структуризации
Страница 1

Человеческое общество структурировано, как в сфере обменных процессов между человечеством и нечеловеческой (внешней) средой, так и в межличностном (общественном) плане.

Отношения индивида с окружающим миром (в том числе с другими людьми) могут быть представлены, например, в виде следующей структуры уровней взаимодействия:

-физического (силовой, внешнеконтактный);

-физиологического (пищеварительный, половой .);

-эмоционального (восприятие красоты природы, суггестивные взаимовоздействия людей .);

-информационного (получение информации от внешнего мира и запоминание ее, обмен информацией между людьми) и пр.

*Другой пример структуры - обменный процесс между человеком и природой:

-потребление природных (внечеловеческих) ресурсов;

-культивация (улучшение) антропоморфных свойств окружающего мира;

-защита от воздействия стихии;

-рекультивация (восстановления природы в первозданном виде) и пр.

Вообще говоря, признаков классификации существует множество и можно придумать еще столько же.

Ограничимся примерами структур межличностных отношений и структур типа человек-природа.

В первом случае это могут быть сословия (купцы, чиновники, помещики .), классы, группы функционеров (политики, писатели, организаторы производства, военные .) и др.

Во втором случае структура может быть представлена в виде профессионально-отраслевого деления людей и т.д.

Итак, исторический процесс, вообще говоря, есть процесс изменения структур. Конечно, есть изменения и изменения.

Одно дело, когда профессия землекопа замещается профессией экскаваторщика, другое - когда статус крепостника сменяется общественным положением буржуа.

Важнейший вопрос, однако, состоит вот в чем: что является генератором структурных изменений, и каковы механизмы изменений?

Поэтому процесс изменения общественных отношений нам представляется как обычное состояние общества, в котором индивиды перманентно совершают множественные попытки установления между собой разнообразных, произвольных с точки зрения субъекта, связей; обычно, поскольку попытки эти не согласованы по интересам, они носят спорадический характер. Однако к определенному моменту времени связи одного определенного типа возникают между достаточным -критическим количеством индивидов, что приводит к лавинообразному закреплению их. Таким же образом происходит и разрушение старых связей. Из наших представлений непосредственно вытекает, что новая общественная структура по необходимости предопределена существующей, а значит, хотя бы в этом смысле, не может быть плодом чистого разума.

Отметим еще феномен нелинейности развития, присущий живым структурам - будь то отдельный организм, популяция животных или человеческое общество.

Эта закономерность выражается в том, что некоторые функциональные особенности живой структуры, стоящей на более ранней ступени развития, могут оказаться более сложными и многосвязными, чем аналогичные функции в более поздних структурах. Так например, из исследований Л. Моргана известно, сколь сложными были семейные отношения между родами в первобытнообщинном обществе американских ирокезов (что препятствовало генетическому вырождению человека). Однако в дальнейшем семейные отношения упростились до обычного запрета прямого кровосмешения, хотя проблема здоровья новых поколений не потеряла актуальности, особенно в замкнутых группах, какими являются деревни и т.п.

Другим примером может служить высокая степень развития римского законодательства, которое лишь через полторы тысячи лет средневекового невежества дало толчок и послужило базисом для законотворчества нового времени.

По сей день остается непревзойденной плеяда древних ораторов -от Демосфена до Цицерона и т.д.

Так же обстоит дело с государственной, политической и экономической структурами посткрепостнического общества - социализма, которые, в определенном смысле, много сложнее аналогичных структур более передового буржуазного общества.

В качестве иного примера могут служить выдающиеся способности ребенка к языкам, которые он утрачивает в процессе взросления и т.д.

Теперь нам следует обратить внимание читателя на известные признаки недоразвитости человеческой популяции (они же - признаки ее вырождения), как-то: отсутствие волосяного покрова, отсутствие хряща или косточки в мужском члене, менструальные явления у женщин, весьма продолжительная беспомощность новорожденного и др. Все это, наряду с присущей ему плодоядностью и известной генетической близостью с всеядной свиньей, вполне может указывать на более низкую общую организацию человека разумного по сравнению с плотоядными (кровожадными) млекопитающими.

Страницы: 1 2

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Глобальные проблемы современности
...