Так, Александр Македонский является выдающейся личностью, ибо покорил множество стран и создал особую структуру войска - "фалангу", но исторической личностью (по нашему определению) он является только как изобретатель "фаланги" и т.д.
Не имея в своей среде исторических личностей, человечество не смогло бы перейти от животного состояния, от состояния дикости к цивилизации.
Здесь мы хотим предостеречь читателя от возможной логической ошибки: из сказанного вовсе не следует, что исторические личности являются движущей силой истории; они лишь одно из условий исторического развития.
С другой стороны, спектр их открытий отнюдь не безграничен. Он обусловлен базовым уровнем цивилизации, то есть конкретным историческим моментом. (Электроника не могла появиться до открытия электротехники, экономическая кибернетика - до открытия кибернетики, теория общественных формаций - до появления идеи исторического развития и т.д.).
Если же открыто нечто рядоположное, равнозначное уже открытому, то и в этом случае известное послужило ступенью к новому, поскольку его нужно было знать, чтобы не повториться. Так, если бы вначале был открыт "коньковый" способ передвижения на лыжах, то сегодня пришли бы к открытию "классического" способа и т.д.
Поэтому нельзя нечто открыть, перескочив, так сказать, через голову поколений.
Отсюда следует, между прочим, что самый выдающийся политик не способен повести за собой народ так, как будто перед ним открыта божественная карта с начертанным на ней историческим путем. И заведомо фантастична та теория (точнее - учение), которая предлагает средства для решения проблем еще не созревших, так что не известно, возникнут ли они вообще, в каком виде и "контексте".
Итак, мы видим, что особенность развития человеческого общества состоит в том, что "движут" общество те, кто полностью зависят от него. Вот почему этот процесс есть саморазвитие, а сами выдающиеся и исторические личности суть марионетки истории.
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...