Марионетки истории
Проблемы философии общества / Политология / Марионетки истории
Страница 2

Так, Александр Македонский является выдающейся личностью, ибо покорил множество стран и создал особую структуру войска - "фалангу", но исторической личностью (по нашему определению) он является только как изобретатель "фаланги" и т.д.

Не имея в своей среде исторических личностей, человечество не смогло бы перейти от животного состояния, от состояния дикости к цивилизации.

Здесь мы хотим предостеречь читателя от возможной логической ошибки: из сказанного вовсе не следует, что исторические личности являются движущей силой истории; они лишь одно из условий исторического развития.

С другой стороны, спектр их открытий отнюдь не безграничен. Он обусловлен базовым уровнем цивилизации, то есть конкретным историческим моментом. (Электроника не могла появиться до открытия электротехники, экономическая кибернетика - до открытия кибернетики, теория общественных формаций - до появления идеи исторического развития и т.д.).

Если же открыто нечто рядоположное, равнозначное уже открытому, то и в этом случае известное послужило ступенью к новому, поскольку его нужно было знать, чтобы не повториться. Так, если бы вначале был открыт "коньковый" способ передвижения на лыжах, то сегодня пришли бы к открытию "классического" способа и т.д.

Поэтому нельзя нечто открыть, перескочив, так сказать, через голову поколений.

Отсюда следует, между прочим, что самый выдающийся политик не способен повести за собой народ так, как будто перед ним открыта божественная карта с начертанным на ней историческим путем. И заведомо фантастична та теория (точнее - учение), которая предлагает средства для решения проблем еще не созревших, так что не известно, возникнут ли они вообще, в каком виде и "контексте".

Итак, мы видим, что особенность развития человеческого общества состоит в том, что "движут" общество те, кто полностью зависят от него. Вот почему этот процесс есть саморазвитие, а сами выдающиеся и исторические личности суть марионетки истории.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...