1. Что понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом
История русской философии / Становление философской мысли на руси (XI - XVII вв.) / Философская мысль в древнерусской культуре и ее особенности / 1. Что понимали под философией в Древней Руси и кого считали философом
Страница 3

За выдающиеся монашеские подвиги звания философа удостаивались аскеты. К такому типу философа принадлежал основоположник древнерусского монашества Феодосии Печерский. В его "Житии" говорится, что подвижник, несмотря на свою необразованность, превосходил самых "премудрых философов". В многочисленных произведениях аскетической литературы содержались представления о превосходстве необразованных, но непоколебимых в вере монахов над обладателями философского многознания. Так, в "Успенском сборнике XII - ХШ вв." в истории "О двух Епифаниях" говорится, как необразованный монах Епифаний победил в прениях "великого ритора и философа" Епифания, имевшего глубокие познания в античной мудрости. Отрицая за "плотски мудрствующими" право быть настоящими философами, идеологи аскетизма присвоили это право себе. При этом мирская философия считалась источником ересей. https://lawrussia.ru сладкие новогодние подарки для детей.

Примером подобного рода умонастроений можно считать точку зрения протопопа Аввакума (XVII в.), занимавшего непримиримую позицию в отношении "мудрости внешних". В своей "Книге бесед" он хотя и признает мирскую мудрость Платона, Аристотеля, Диогена, Гиппократа и Галена, но тем не менее всех античных мыслителей помещает в ад. В одном из своих поучений он предостерегал: "Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым истинным глаголом последующе, поживите. Понеже ритор и философ не может быть христианин!"

Мистико-аскетическое, антиинтеллектуальное понимание философии в Древней Руси развилось на основе резкого противопоставления земного небесному и убеждения, что материальное и идеальное начала мироздания не могут быть смешиваемы. Отождествление христианской веры с истинной философией указывало на внебытийный смысл такой философии. Мирские же знания, связанные по своей природе с материальной сферой мироздания, не воспринимались как истинные и полезные в деле устремления к Богу.

К сожалению, в негативных оценках древнерусского наследия и в скепсисе относительно присутствия в нем философской составляющей обычно фигурировала мистико-аскетическая, действительно антифилософская традиция русского православия, однако к ней нельзя сводить все многообразие идейной жизни Древней Руси, тем более сегодня, когда накопилось так много сведений о подлинном богатстве древнерусской духовности. В памятниках древнерусской мысли выявлено достаточное количество текстов, которые и по меркам философски образованного западника вполне философичны. Проблема заключается в особых для той эпохи способах выражения философских по своей сути идей. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. С. 73. "Шестоднев" - жанр христианской литературы, посвященный толкованию сотворения мира. Материал здесь разбивался на шесть глав, по числу дней творения. "Палея" - в переводе с греч. - "древность" (см. подробнее на с. 21 - 22).

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные основания мира, природы и человека, стремлением анализировать действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...