2. Учение о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Почвенничество, теории культурно-исторических типов и "византизма" / 2. Учение о культурно-исторических типах Н. Я. Данилевского
Страница 5

С идеей качественного различия народов связано отрицание возможности создания теоретического обществоведения как общей теории устройства гражданских и политических обществ, вынужденной ограничиться сравнительным исследованием и сопоставлением, поскольку нельзя предугадать не только подробности, но и характер цивилизации, которая находится в зачаточном или недостаточно развитом состоянии.

Данилевский гораздо более осторожно, чем славянофилы, рассуждал об исторической миссии России, вовсе не предполагая, что она может указать Западу некий "спасительный выход" из культурно-исторического тупика или предложить достойный подражания социально-политический идеал. Не взаимовлияние или одностороннее воздействие со стороны России - ядра формирующегося восточнославянского типа - виделось Данилевскому в перспективе, а возможно более полная изоляция ее от навязываемого Европой "служения чуждым интересам", основанная на стремлении не принадлежать "ни европейскому добру, ни европейскому злу". Обоснование необходимости обретения политической независимости народами, мысль о целесообразности более свободной - федеративной - связи между народами, входящими в состав Российской империи, осуждение культурно-политической аккультурации - эти и другие идеи Данилевского не позволяют сделать однозначного вывода о нем как стороннике официальной политической доктрины или идеологе национализма. Оригинальный, не укладывающийся в рамки "официоза" круг философских и культурологических размышлений Данилевского превращает его в мыслителя противоречивого и своеобразного. Высказанные им философско-исторические идеи не только привлекли внимание современников, но и оказали глубокое влияние на становление последующих философских систем. Идеи О. Шпенглера и А. Тойнби - крупных европейских культурологов XX в. - носят на себе неоспоримый отпечаток философско-исторических интуиции Н. Я. Данилевского. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 84. Там же. С. 85. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. С. 116. Там же. С. 90. Там же. С. 95. Данилевский Н. Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Спб., 1885. Т. 1, ч. 2. С. 528.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...