При этом мы видим, что было бы наивным останавливаться на субъект-объектной корреляции, имеющей антропологический, внутримировой характер, и истолковывать то, что было в феноменологическом плане обнаружено мной в моих первых работах, в смысле этой корреляции. Это означает оставаться слепым как раз к великим проблемам этой парадоксальности, к тому, что человек, а в общности людей — человечество, есть субъективность для мира, и в то же время должен быть объективным в нем как сущий в мире. Мир, который существует для нас, имеет и получает для нас все новый смысл в нашей человеческой жизни — смысл и значимость. Это истинно, как истинно и то, что для нас, людей, наше собственное бытие предшествует бытию мира сообразно познанию, но отнюдь не сообразно действительности бытия. Но трансцендентальная корреляция между субъективностью, в своей трансцендентальной жизни конститутрующей мир, и самим миром — миром, который в качестве идеи полюса постоянно очерчивается и подтверждается в жизненной общности трансцендентальной интерсубъективности — есть загадочная корреляция, осуществляющаяся не в самом мире. Полюс, или система полюсов, которая называется миром, точно так же заключена в конкретности трансцендентальной интерсубъективности, в ее универсальной жизненной связи в качестве ин-тенциональной предметности, как в какой-либо интенции — ее интенциональная предметность, неотделимая от ее относительной конкретности. Все прежние дискуссии об идеализме и реализме еще не проникли к осознанию подлинной проблемы, которая скрывается за всеми теориями познания, которую ищут, но так и не могут открыть, не говоря уже о том, чтобы в этих дискуссиях можно было постичь трансцендентальную редукцию в ее трудном для понимания смысле: как ту дверь, которая открывает доступ к подлинному самопознанию и познанию мира.
Но теперь нам зададут еще и вопрос о том, как чистая психология, вместе с трансцендентальной субъективностью покинувшая почву мира, могла бы послужить психологу в его позитивной работе именно на этой почве. Его интересует не трансцендентальное внутреннее, а внутреннее, сущее в мире, его интересуют встречающиеся в мире люди и общности людей, и если он говорит о душевной жизни и о свойствах той или иной личности, если он ставит (или мог бы поставить) подобные вопросы и в отношении общностей, то он имеет в виду только то, что реально происходит в мире, что разыгрывается в реальных людях и что в их человеческом самосознании может быть доступно опытному познанию посредством беспредрассудочного опыта себя самого, а в отношении других — посредством опыта чужого. Для этого достаточно первой ступени эпохе и редукции, которую мы еще не признали собственно трансцендентальной или первой в самоосмыслении более высокого уровня. В своих человеческих деяниях люди соотносятся с реальностями, имеющим значимость для них самих, психолог может не разделять с ними значимость того, что они считают реальным, и т. д. И разве тогда психофизический или психофизиологический дуализм не сохраняет все же свою эмпирическую правомерность в отношении мира, что бы последний ни означал в трансцендентальном смысле, разве в психологии человека и животных не правомерна тогда постановка задач, ориентированная по аналогии с естественнонаучной?
Старые соблазны возвращаются вновь, и здесь, отвлекаясь от принципиальных возражений, с которых мы начали рассмотрение локализации и каузальности, нужно прежде всего сказать, что только при абсолютной беспредрассу-дочности, приобретаемой благодаря непревзойденному радикализму полного трансцендентального эпохе, становится возможным действительное освобождение оттради-ционных соблазнов, и это означает, что только тогда, только в обладании тотальностью субъективного, в которой человек, внутренне-интенционально связанные человеческие общности и мир, в котором они живут, сами заключены в качестве интенциональных предметностей, у нас появится способность увидеть и систематически исследовать то, что мы имели в виду, говоря о том, «как» осуществляются способы данности. Только благодаря этому удалось обнаружить, что каждая мировая данность е
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...