Феномен и реальность
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Феномен и реальность / Феномен и реальность

Реальность больше относится к тому, что мы делаем в мире, чем к тому, что мы о нем думаем.

Ян Хакинг

Основной философский вопрос, который будет разбираться ниже, - это вопрос о том, способна ли (и насколько) физика, в частности занимающаяся проблемами физики пространства-времени, предоставить нам знание именно об объективной реальности. На наш взгляд, это один из самых интригующих вопросов, которые может предложить философия науки. Физика уже на протяжении без малого четырех столетий являет собой идеал эмпирического научного исследования, непоколебимо удерживая форпост рационализма, предлагая нам не только захватывающие по степени общности и абстрактности теории, но и находя многочисленные области применения практически во всех областях жизни1. Современная научная картина мира безоговорочно предлагает нам принять истину, что в конечном счете представление о реальности формируется хорошо проинтерпретированной научной теорией.

Данная глава посвящена обсуждению основных проблем реализма в области онтологии (метафизики) и эпистемологии. Начав с обсуждения традиционного вопроса о соотношении физики и философии (§ 2.1), мы перейдем к обсуждению более узкоспециальных и, следовательно, более интересных вопросов о нагруженности наблюдения и недоопределенно-сти теории эмпирическими данными (§ 2.2), что на первый взгляд позволяет усомниться в адекватности самого реализма. Однако в § 2.3 мы попытаемся «переломить» ход рассуждений и убедительно показать, что физике, в частности специальной и общей теориям относительности, «есть что сказать» и относительно объективности знания и относительно самой объективной реальности, скрывающейся за реальностью феноменальной. В заключительном § 2.4 мы еще раз обратимся к общей проблеме соотношения концептуальной модели и реальности в контексте противостояния реализма и антиреализма.

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...