1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / Философия народничества / 1. Основные черты и особенности мировоззрения народничества
Страница 2

Однако не все демократы-просветители, даже близкие мировоззренчески к Чернышевскому, эволюционировали в направлении народнического мировоззрения. Собственно народнический элемент почти полностью отсутствовал в мировоззрении Н. А. Добролюбова. Не стал народником другой соратник Чернышевского, М. А. Антонович. За рамки мировоззрения просветительского типа целиком не вышли взгляды также Д. И. Писарева и Н. В. Шелгунова (1824-1891), хотя последний и разделял некоторые народнические идеи.

Если следовать хронологическому принципу, то конец предыстории и начало собственно истории народничества следует датировать первыми работами М. А. Бакунина, написанными в духе анархизма, - "Международное тайное общество освобождения человечества" (1864), "Революционный катехизис" (1866), "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Программа общества международной революции" (1867) и работой П. Л. Лаврова "Исторические письма" (1866- 1868). Первой собственно народнической революционной организацией стало "Большое общество пропаганды" ("чайковцы"), возникшее в 1869 г. среди петербургских студентов, возмущенных иезуитскими методами и авантюризмом С. Г. Нечаева (1847-1882), который пытался создать заговорщическую организацию "Народная расправа".

В дальнейшем история народничества отмечается рядом важных событий. В 1874 г. "чайковцы" организовали "хождение в народ", во время которого одни народники ограничивались пропагандой знаний (следуя рекомендациям Лаврова), другие пытались подготовить и поднять крестьян на восстание (в духе призывов Бакунина). "Хождение в народ" окончилось полной неудачей.

В 1876 г. создается новая революционно-народническая организация "Земля и воля". В 1879 г. она раскололась на "Народную волю", в которую вошли сторонники террористической борьбы с самодержавием (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов и др.), и "Черный передел", объединивший сторонников Бакунина (Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч и др.). После убийства народовольцами Александра II 1 марта 1881 г. "Народная воля" была фактически разгромлена.

В 80-90-х гг. существовало несколько революционно-народнических организаций, стремившихся продолжать дело первых народовольцев. Наиболее известной из них стала возникшая в 1886 г. "Террористическая фракция партии "Народная воля", одним из активнейших деятелей которой был старший брат В. И. Ленина А. И. Ульянов (1866-1887). За подготовку покушения на Александра III он и его четыре товарища были повешены. Из действовавших в 90-х гг. осколков старого народовольчества и некоторых новых групп ("группа старых народовольцев", "группа молодых народовольцев" и др.) в начале XX в. возникла партия социалистов-революционеров (эсеры). По иному пути эволюционировала организация "Черный передел": ее главные активисты во главе с Г. В. Плехановым создали в 1883 г. первую русскую социал-демократическую организацию - группу "Освобождение труда".

Чисто внешне история народнического движения в России прежде всего олицетворяется деятельностью революционных народников, громкими событиями вроде массового "хождения в народ", террористическими актами, судебными процессами над их участниками. Но в истории народнического движения, являвшейся также важной составляющей интеллектуальной жизни России последней трети XIX в., большую роль сыграли идеологи легального народничества, которые, в сущности, и представляли народничество в его наиболее чистом виде.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию от сторонника "ле ...

Глобальные проблемы современности
...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...