Модель дискретно-непрерывной структуры пространства-времени
Книги, статьи по философии / Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени - Головко Н.В / Примечания / Модель дискретно-непрерывной структуры пространства-времени
Страница 1

1 По-видимому, можно говорить о том, что представления о дискретности никогда не «выходили из моды» (достаточно вспомнить атомизм Демокрита, рассуждения Зенона или корпускулярную теорию света Ньютона). Однако именно квантовая механика закрепила необходимость наличия дискретного элемента (кванта излучения) в описании природы, до этого континуальная физика, поддерживаемая математическим аппаратом интегрального и дифференциального исчисления, разработанного Ньютоном, фактически препятствовала на методологическом уровне введению дискретных величин.

2 В конце XIX в. Макс Планк исходя из соображения размерности вывел комплексы с размерностью длины, времени и массы, составленные из фундаментальных физических постоянных: постоянной скорости света c, постоянной Планка h и гравитационной постоянной G [Планк, 1966]:

lpl, = (hG / c)"2, tpl, = (hG / c)"2, mp, = (hG / c)"2.

В настоящее время имеется достаточно оснований предполагать, что «сконструированные» таким образом величины обладают определенными предельными значениями или выделенными характеристиками, в частности уже Планк, который впервые теоретическим путем нашел абсолютные величины длины, времени и массы, отмечал, что длина и время оказались величинами, принципиально лежащими за пределами возможностей экспериментальной физики как таковой.

Отметим, что до сих пор не решена проблема «окончательного списка» фундаментальных физических постоянных. В связи с этим проблема составления планковских величин возникает в новой плоскости: чему будут соответствовать комплексы, составленные из соображений размерности, например из постоянных h, c, G и постоянной Больцмана к (см., например: [Пономарев, 1984; Корухов, 2002])?

3 В частности, можно вернуться к анализу свойств кекинемы, реновации и изотахии в концептуальной модели такой необычной среды, который был выполнен В. В. Коруховым [Корухов, 2001].

Свойство кекинемы требует неделимости элементарного движения. Другими словами, «в элементарном движении нельзя различать стадии движения - оно неделимо и, следовательно, для него "двигаться" и "продвинуться", "идти" и "прийти", равно как и другие глаголы движения несовершенного и совершенного вида - синонимы». В рамках концепции «чисто» дискретного пространства и времени наблюдение элементарного движения объекта по решетке невозможно. В аристотелевской формулировке: «По неделимому пути ничто не может двигаться, а сразу же является продвинувшимся». В рамках модели дискретно-непрерывной структуры пространства в силу инвариантного покоя наблюдателя и планкеон-ной среды отсутствует их взаимное движение. А поскольку нет движения объекта относительно решетки, постольку нет и необходимости различать стадии их относительного движения. Обоснование свойства кекине-мы в рамках модели становится излишним.

Свойство реновации представляет рекреационный механизм перемещения, когда нет непрерывного движения, а есть только результат перемещения. При этом процесс движения рассматривается «как ряд последовательных исчезновений и рождений частицы: частица исчезает в данной точке пространства и появляется в некоторой другой точке, затем исчезает в той же точке и появляется в другой точке, где затем также исчезает, чтобы возникнуть в следующей новой точке, и т. д., и т. д.». Как и свойство кекинемы, свойство реновации является порождением представлений о механизме движения частицы по решетке. Практически все попытки описать свойство реновации предпринимались в рамках классической перцептуальной модели дискретного пространства и времени, прообраз которой представлен в современном естествознании периодической решеткой твердого тела. В модели дискретно-непрерывного пространства в силу отсутствия относительного движения частицы и среды также нет необходимости объяснять несуществующее свойство реновации. Движения по решетке нет.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...