4. Киевская духовная академия
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в духовных академиях / 4. Киевская духовная академия
Страница 2

Представление о том, что Гогоцкий понимал под философией, можно извлечь из статьи "Философия" в его "Философском лексиконе". Чтобы составить понятие об этой науке, писал он, необходимо объяснить себе предмет ее исследований, выяснить, на какие основные вопросы распадается ее общая задача и каково ее отношение к другим отраслям знания, к образованию и жизни. "Но философия далеко не исчерпала бы своей задачи, если бы остановилась только на анализе мышления и оснований познания действительности. Она оставила бы без внимания очень важный вопрос о самом качестве, о содержании и характере как вещного мира и субъекта мыслящего и познающего, так и об их взаимном отношении и о том высшем начале, на основании которого и может получить прочный смысл их взаимное отношение. Эти вопросы - самые важные и как бы центральные; предыдущие служат только приготовлением к ним".

Из философов, окончивших академию, наиболее известен Памфил Данилович Юркевич (1826-1874). В 1852 г. он получил степень бакалавра, с 1858 г. - звание экстраординарного профессора академии, в 1861 г. перешел на кафедру философии Московского университета. При изучении его сочинений бывает трудно провести грань между собственно философскими и богословскими рассуждениями. Так, одно из первых сочинений Юркевича "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия" (1860) было написано по традиционной богословской схеме средневекового религиозно-философского трактата с подчеркнуто выраженной ориентацией на святоотческие образцы. Начиналась статья положениями из Священного Писания, затем шли ссылки на авторитет отцов и учителей церкви, и уже в завершение шли аргументы от разума, содержащие философско-антропологическую концепцию о сердце как фундаментальной непреходящей основе человека и его жизни (физической, нравственной и духовной).

Христианско-теологический идеализм Юркевича развивался в сторону "конкретного" идеализма, в основании которого лежал "широкий эмпиризм", свободный от произвольных и предвзятых ограничений, включающий в себя и все истинно сверхрациональное, и все рациональное, так как и то и другое прежде всего существует в универсальном опыте человечества с такими же правами на признание, как и все видимое и осязаемое.

Центральное место в философском творчестве мыслителя занимала работа "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта" (1866). Философские учения Платона и Канта составили, по мнению Юркевича, фундамент общеевропейской философской мысли в ее современном состоянии и будущем развитии. Истина учения Канта об опыте вообще возможна только вследствие истины учения Платона о разуме.

Любое подлинное философствование, по Юркевичу, должно начинаться с понятия "идея", так как является исследованием о том, в чем состоит истинное знание. Одним из выводов философского трактата "Идея" (1859) была мысль о том, что философия как целостное миросозерцание становится делом всего человечества, а не одного человека, причем человечество, как правило, никогда не живет отвлеченно-логическими созерцаниями, его духовная жизнь имеет особенность раскрыть свое содержание во всей полноте и целостности составных частей.

Обращенность к платонизму как к историко-философской традиции духовно-академического философствования вылилась у Юркевича в разработку еще одной сквозной для русской философской мысли темы, которую можно было бы определить как "метафизику любви" и "философию сердца". Философское осмысление таких понятий, как "сердце" и "любовь", было непосредственно воспринято Юркевичем у Г. С. Сковороды. Свое воплощение эта тема нашла не только в работе "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия", но почти во всех его сочинениях. "Человек начинает свое развитие из движений сердца, - писал Юркевич в работе "Из науки о человеческом духе" (1860), посвященной критическому анализу сочинения Н. Г. Чернышевского "Антропологический принцип в философии", - которое везде хотело бы встречать существа радующиеся, согревающие друг друга теплотою любви, связанные дружбой и взаимным сочувствием. Только в этой форме осуществленного всеобщего счастия мир представляется ему как нечто достойное существовать".

Сочинения Юркевича были малодоступны даже для публики, интересующейся философией. В целом влияние учения киевского философа сказалось в русской философской культуре опосредованно через его ученика Вл. С. Соловьева, что нашло отражение в культурно-историческом явлении конца XIX - начала XX в., которое получило название "русский религиозно-философский ренессанс". Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...