Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
История русской философии / Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого / Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жизнеучение", а не философскую систему) оказалось затененным его же художественным творчеством. Оно известно чаще всего в своих конечных моралистических выводах как толстовство, непротивленчество. Менее известны метафизические корни толстовского учения, его философское обоснование.

Духовный опыт и идеи Толстого приобретают особую злободневность в свете дискуссий о морали и ее месте в обществе, диалоге культур, конфликте цивилизаций и т. п. Кардинальный вопрос, который он исследует как мыслитель и которым мучается как человек, состоит в следующем: что могут значить и какой приобретают вид религия и нравственность для современного человека, если основой познания у него являются опыт и разум, а основой поведения - индивидуально ответственное действие.

Произведения, излагающие религиозно-нравственное учение Толстого, можно подразделить на четыре цикла: исповедальный - "Исповедь", "В чем моя вера?" и др.; теоретический - "Что такое религия и в чем сущность ее?", "Царство Божие внутри вас", "Закон насилия и закон любви" и др.; публицистический - "Не убий", "Не могу молчать" и др.; художественный - "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Воскресение", "Отец Сергий" и др. Философско-исторические взгляды мыслителя изложены в "Эпилоге" к роману "Война и мир", его эстетика - в цикле статей и прежде всего в трактате "Что такое искусство?".

    Смотрите также

    Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
    Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

    А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
    А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

    Философия народничества
    Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...