1. Университетская философия в ее истории
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 1. Университетская философия в ее истории
Страница 2

Строжайший контроль за идейным содержанием лекций вовсе не означает, что университетская философия была профессионально несостоятельна. К преподаванию философии допускались лица, прошедшие хорошую подготовку и выдержавшие ряд специальных экзаменов. Высочайшим указом от 24 января 1803 г. были учреждены ученые степени кандидата, магистра и доктора, а к преподаванию допускались лишь лица, сдавшие магистерские экзамены. Тех, кого оставляли на кафедре для подготовки к преподавательской деятельности, на 1-2 года посылали в командировку в западноевропейские университеты, обычно это были университеты Германии. Университетский устав 1884 г. отменил кандидатскую степень и упразднил должность штатного доцента, для получения которой требовалась степень магистра. Для замещения должности приват-доцента требовалось сдать магистерские экзамены и прочесть две пробные лекции. Степень доктора давалась после защиты опубликованной диссертации. Должность экстраординарного профессора мог получить только тот, кто имел степень магистра, а ординарным профессором мог стать только доктор наук. Сложная система служебных повышений в степенях и званиях, конечно, не исключала проникновения в профессорскую среду людей, профессионально непригодных к преподавательской деятельности. Но, как правило, в университетах работали люди одаренные и хорошо подготовленные.

Но философия, даже преподаваемая под строгим надзором попечителей учебных округов, все же внушала самодержавию тревогу как наука, подспудно стремящаяся все подвергнуть суду разума и способная посеять сомнения в истинности Божественного откровения. Конец "обольстительным мудрованиям философии" положил министр народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов, предложивший исключить из преподавания философии теорию познания, метафизику и историю философии, оставив только логику и психологию. В 1850 г. было опубликовано царское повеление об упразднении преподавания философии светскими профессорами в университетах и некоторых других высших учебных заведениях и о возложении чтения логики и опытной психологии на профессоров богословия и законоучителей, т. е. священников, преподававших Закон Божий, с утверждением учебных программ "по соглашению духовного православного ведомства с Министерством народного просвещения".

Возможность вернуть преподавание философии в университеты в более широком объеме появилась только после смерти Николая I. В конце 1861 г. стала функционировать кафедра философии в Московском университете, и П. Д. Юркевич приступил к чтению лекций по истории философии. В Киевском университете лекции по истории философии начал читать С. С. Гогоцкий.

После принятия университетского устава 1863 г. в учебные программы были включены не только история философии, логика и психология, но и другие разделы философского знания - гносеология, этика, эстетика и т. д. С 70-х гг. XIX в. преподавание философии приобретало все более разнообразный и творческий характер. Каждый университет расширял круг философских курсов в зависимости от наличия соответствующих специалистов. Кафедры вводили все новые разделы в общий курс философии и расширяли количество спецкурсов. С 1874 по 1885 г. М. И. Владиславлев впервые организовал при кафедре философии Петербургского университета философскую специализацию. С 1906 г. такая специализация была организована и в Московском университете, где для специализирующихся по философии читались отдельные курсы по истории древней философии, истории средневековой философии, истории новой философии, истории новейшей философии, спецкурсы по восточной философии и патристической философии, отдельные курсы по Платону, Аристотелю, Цицерону и Лукрецию, а кроме этого, такие курсы, как история философских взглядов на природу, очерки физической и духовной сторон явлений языка, история и философия религии, история политических учений, основы общей педагогики и история педагогических теории, проводились семинары по докантовской, кантовской и послекантовской философии. Таким образом, выпускники кафедры получали знания в самых различных областях философии, а также знание четырех языков: греческого, латинского, немецкого и по выбору французского или английского.

Университетская философия в истинном своем значении, как система философских наук в виде теоретических исследований и в качестве учебных дисциплин, начинает, по существу, развиваться в России только в последней четверти XIX в., когда кафедры философии стали заполняться выпускниками университетов. Выпускники университетов, главным образом Московского и Петербургского, составили ядро той фаланги российских философов, труды которых обеспечили подъем философской культуры в России в начале XX в.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Глобальные проблемы современности
...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...