1. Университетская философия в ее истории
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 1. Университетская философия в ее истории
Страница 3

Университетская философия последней четверти XIX - начала XX в. представляет собой довольно пеструю картину сосуществования самых разнообразных философских направлений, за исключением разве что одного - философского материализма. Так, заведовать кафедрой философии Московского университета в 1861 г. был приглашен профессор Киевской духовной академии П. Д. Юркевич, один из крупнейших представителей киевской философско-богословской школы, противник материализма и позитивизма. Ему на смену пришел М. М. Троицкий, сторонник английского эмпиризма, скептически относившийся к метафизике немецкого идеализма. Отвергнутая Юркевичем за критику немецкого идеализма диссертация Троицкого была успешно защищена в Петербургском университете при поддержке Ф. Ф. Сидонского и М. И. Владиславлева, которые, отнюдь не являясь поклонниками позитивизма, рассматривали опыт как необходимую предпосылку философствования, а потому не были столь непримиримы в отношении позиции, опиравшейся на традиции эмпирической философии. Одновременно с Троицким на кафедру философии Московского университета в 1875 г. был зачислен и страстный противник позитивизма В. С. Соловьев, а в 1885 г. - Л. М. Лопатин, который был убежденным сторонником философской метафизики и всю свою продолжительную деятельность на кафедре (с 1885 до 1920 г.) посвятил доказательству необходимости и возможности умозрительной философии. В 1886-1899 гг. профессором кафедры философии Московского университета был Н. Я. Грот, эволюционировавший от позитивизма спенсеровского толка к признанию метафизической реальности, а в 1886-1905 гг. на кафедре работал С. Н. Трубецкой, называвший свою философскую концепцию "конкретным идеализмом" и тоже принадлежавший к сторонникам философской метафизики. С 1899 г. в должности приват-доцента на кафедре работал (с перерывом с 1904 по 1912 г., когда он преподавал в Казанском университете) В. Н. Ивановский, сторонник "научной философии" и эмпирических методов в психологии. Несмотря на, казалось бы, преобладание на кафедре философии Московского университета сторонников метафизики, в 1907 г. из Киева был приглашен Г. И. Челпанов, представитель эмпирического направления в психологии. Встав во главе кафедры, Челпанов пригласил из Киева своего ученика Г. Г. Шпета, который занимал вполне самостоятельную позицию, будучи одним из самых последовательных приверженцев феноменологической философии. Причем одновременно со Шпетом в 1910 г. на кафедру в должности приват-доцента был зачислен В. Ф. Эрн, философские взгляды которого довольно сильно отличались от взглядов не только Шпета, но и самого Челпанова, ибо его можно причислить к сторонникам неоплатонической традиции в философии.

Аналогичная ситуация, так сказать, "философского плюрализма" существовала и на других философских кафедрах российских университетов.

С 1866 г. кафедру философии Петербургского университета возглавил М. И. Владиславлев, склонявшийся к идеал-реализму. После защиты магистерской диссертации в 1888 г. заведующим кафедрой стал его ученик А. И. Введенский, который разделял позиции кантовского критицизма, отвергал возможность научной метафизики, хотя и допускал ее как продукт веры. А. И. Введенский практически был главой университетской философии в Петербурге вплоть до фактического разгона кафедры философии в начале 20-х гг. Он довольно терпимо относился к отличавшимся от его собственных философским взглядам сотрудников кафедры, хотя и был достаточно ревнив к творческим достижениям своих учеников. Так, вплоть до своей отставки в 1913 г. он не продвигал на должность профессора Н. О. Лосского, пожалуй, одного из самых талантливых его учеников, хотя Лосский еще в 1907 г. защитил докторскую диссертацию, дававшую право на должность профессора, и не хотел уходить из университета, несмотря на заманчивые предложения. В 1880-1882 гг. на кафедре работал в качестве приват-доцента В. С. Соловьев, который был вынужден покинуть кафедру и вообще преподавательскую деятельность не из-за разногласий с заведующим кафедрой, а из-за выступления против смертной казни народовольцев, организовавших убийство Александра II. Наиболее последовательным учеником А. И. Введенского был И. И. Лапшин, оставленный на кафедре после окончания университета в 1893 г. и в 1913 г. сменивший Введенского на посту заведующего. С 1904 г. в должности приват-доцента работал на кафедре ученик А. И. Введенского известный логик С. И. Поварнин, один из разработчиков так называемой теоретической логики. В 1913-1914 гг. на кафедру были зачислены в качестве приват-доцентов такие, ставшие известными философы, как В. Э. Сеземан и С. И. Гессен. Перед самой революцией приват-доцентами кафедры стали С. А. Алексеев (Аскольдов) и Д. В. Болдырев, считавший себя учеником Н. О. Лосского.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...