5. Феноменология
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 5. Феноменология
Страница 1

Виднейшим представителем феноменологии в университетской философии в России был Г. Г. Шпет - мыслитель, оказавший влияние на развитие новых научных направлений - семиотики и лингвистики.

Густав Густавович Шпет родился в 1879 г. в Киеве. В 1898 г. поступил на физико-математический факультет университета Св. Владимира, но вскоре был исключен за причастность к деятельности социал-демократической партии. В 1901 г. он вновь принят в университет на историко-филологический факультет. С 1907 г. Шпет преподавал в Московском университете. Плодотворным периодом формирования мировоззрения Шпета явились научные командировки за границу в 1910-1913 гг., работа в Геттингенском университете у основателя феноменологии Э. Гуссерля. В 1914 г. выходит книга Шпета "Явление и смысл", в 1915 г. - монография "Философское наследство П. Д. Юркевича". В 1916 г. он защитил магистерскую диссертацию "История как проблема логики".

После 1917 г. под руководством Шпета начал выходить философский ежегодник "Мысль и слово". В 20-е гг. он участвовал в организации Российской академии художественных наук (ГАХН), Всероссийского союза писателей, кабинета этнической психологии при Московском университете, был первым директором Института научной философии при факультете общественных наук МГУ (с 1921 г.). В 1922 г. выходит в свет первая часть его "Очерка развития русской философии", затем "Эстетические фрагменты", "Внутренняя форма слова" (1927). Однако с 1927 г. философская позиция Шпета оценивается как не соответствующая идеологическому стандарту, в 1929 г. он был отстранен от научной и преподавательской деятельности и лишен должности вице-президента ГАХН, которую он занимал с 1923 г. В 1930 г. Шпету разрешили переводческую работу, которая была прервана арестом и ссылкой в 1935 г. Он был отправлен в Енисейск, затем в Томск, где ему разрешили осуществить перевод "Феноменологии духа" Гегеля. В 1937 г. Шпет был осужден вторично и расстрелян. В 1956 г. он был реабилитирован. Сохранились его неопубликованные труды.

Для философских взглядов Шпета характерна ярко выраженная ориентация на рационалистическое направление объективно-идеалистической традиции (Платон, Лейбниц, Гердер, Гегель), которую он квалифицирует как "положительную философию". Эта линия развития философской мысли, по его мнению, связана с культурой человечества и является наиболее перспективной, так как неуклонно ведет к вершинам человеческого духа, к "философии как чистому знанию". Последняя противопоставляется Шпетом различным видам "псевдонаучной философии", под которой он понимает позитивизм и материализм. Претендуя на звание точных наук, они, по его определению, отождествляют бытие с природой и тем самым останавливаются на изучении эмпирических, "кажущихся" его видов, не поднимаются до истинного, сущностного бытия и становятся на путь "мнения", а не "знания".

Изначальной идеей Шпета является различение двух планов бытия - "эйдетического" ("сущностного", "умопостижимого") и "возникающего", "преходящего". Основной аксиомой "философии как чистого знания", по Шпету, является устремленность на подлинную сущность бытия, а "бытие, как то, что есть, как истина, тогда изучается философски, когда наша рефлексия направлена на самую мысль о бытии".

По его убеждению, логическое оправдание бытия заключается в том, что реальность должна быть раскрыта как сознание, а не как бытие. Задача философии состоит в строгом доказательстве существования бытия, его необходимости, которая не может быть обоснована простым указанием на множество материальных предметов. Главную роль в решении этой проблемы призвана, полагает Шпет, сыграть феноменология, которую он, вслед за Гуссерлем, квалифицирует как "совершенную науку", ставя перед ней предельную задачу - "указать собственные корни, источник, начала, подвести всеобщий фундамент под всю громаду современного знания . вскрыть единый смысл и единую интимную идею за всем многообразием проявлений и порывов творческого духа в его полном и действительном осуществлении". Выявление принципов феноменологии должно начаться, по Шпету, с методического сомнения, критики, переосмысления философских понятий и представлений.

Шпет - рационалист, поскольку исходит из уверенности в возможности понятийного выражения действительности и в господстве ratio (разумного, рассудочного начала). Однако это особая форма рациональности, тесно связанная с признанием интуитивного способа постижения истины как единственно возможного, сближающая понятия с формами постижения реальности, характерными для обыденного сознания.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...