5. Психологическая школа права
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философско-правовая мысль / 5. Психологическая школа права
Страница 1

Во второй половине XIX в. в России (как и Европе) бурно развивается психологическая мысль, оказывая воздействие на философию, социологию, историю, правоведение и другие гуманитарные науки. Показательным в этом отношении является создание в 1885 г. Московского психологического общества при Московском университете и основание в 1889 г. журнала "Вопросы философии и психологии". Формирование научной среды, где ощущался явно повышенный интерес к психологии, обусловило тот факт, что психологические идеи присутствовали у большинства представителей позитивистских и естественно-правовых концепций.

Первым крупным теоретиком в России, попытавшимся дать системный анализ психологии власти, был либеральный профессор Петербургского университета, правовед и социолог Николай Михайлович Коркунов (1853-1904). В своих сочинениях ("Общественное значение права", 1890; "Лекции по общей теории права", 1904), находясь на позициях позитивизма, он отстаивал тезис, что законы, управляющие явлениями органического и неорганического мира, применимы и к социальной жизни, выступал за социально-психологический детерминизм.

Правовое поведение, по Коркунову, основано на обязанности выполнять вытекающие из чужого права требования и соблюдать установленные нормами границы сталкивающихся интересов. Рождаясь и развиваясь в индивидуальном правосознании, юридические нормы постепенно облекаются в признанную людьми форму обычая, судебной практики, закона, становятся объективным фактором общественной жизни. Право начинает подчинять себе деятельность отдельных лиц в силу того, что оно признается ими как должный порядок общественных отношений, выступает как их субъективное представление о норме поведения.

Основу авторитета органов государственной власти Коркунов усматривает не во внешней их силе, а в признании их решений обязательными со стороны общества. Власть государства простирается настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми. Таким образом, государственная власть ест сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости от него подвластного. Поскольку для личности естественно противопоставлять интересу власти свои индивидуальные интересы, отстаивая и оберегая их, это приводит к созданию юридических норм, разграничивающих сталкивающиеся интересы власти и отдельных лиц, к ограничению власти правом. Действия власти должны соответствовать правосознанию подвластных, их представлению о государстве, его отношению к праву, личной и общественной свободе. С развитием гражданского общества, международного общения, вследствие общекультурного прогресса, делает вывод Коркунов, сознаваемая людьми зависимость от государства становится все более ограниченной и условной.

Основателем психологической школы права является Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). После окончания юридического факультета Киевского университета продолжил образование в Берлине, где серией научных статей по проблеме политики права оказал определенное влияние на немецкую юридическую мысль (в частности, на Р. Штаммлера). Затем занимал кафедру энциклопедии и философии права Петербургского университета. Либерал по политическим убеждениям, Петражицкий был депутатом I Государственной думы, входил в состав ЦК партии кадетов. После Октябрьской революции эмигрировал в Польшу, где вплоть до своей кончины занимал кафедру социологии Варшавского университета.

Концепция Петражицкого в значительной степени повлияла на философско-правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США. В 20-е гг. советские правоведы (М. А. Рейснер) активно использовали методологию Петражицкого для обоснования революционного правосознания как формы социалистического права. В немалой степени благодаря усилиям учеников Петражицкого (Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев, П. А. Сорокин) его психолого-правовой подход был усвоен в 20-30-е гг. научными школами Запада, что стало непосредственной предпосылкой возникновения социологической юриспруденции и других новейших социолого-психологических концепций права.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства, то основным содержанием эпохи ...