Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм

Успехи отечественного естествознания оказали сильное воздействие на развитие русской философской мысли XIX - начала XX в. В этот период оно вышло на мировой уровень, имена Лобачевского, Пирогова, Сеченова, Павлова, Менделеева, Мечникова, Тимирязева, Бутлерова, Докучаева, Бекетова, Северцова, Столетова, Умова, Лебедева и других естествоиспытателей приобрели европейскую известность. Характерной чертой творческой деятельности русских ученых было акцентирование внимания на мировоззренческих вопросах. В этой связи в общественном сознании широкое распространение получили идеи научного рационализма и материализма. В конце XIX - начале XX в. в России формируется своеобразный мировоззренческий феномен, получивший название русского космизма и проявившийся в виде религиозного учения Н. Ф. Федорова ("Философия общего дела") и естественно-научного космизма. Последний разрабатывался в сочинениях основоположника теории космоплавания К. Э. Циолковского, в учении о биосфере и ноосфере основателя современной геохимии В. И. Вернадского, в трудах ученого-энциклопедиста А. Л. Чижевского. Пропаганду научных знаний и философских идей вели различные научные общества - Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русское географическое общество, Русское физико-химическое общество, Московское математическое общество, Московское психологическое общество, Политехнический музей. Общества естествоиспытателей существовали также в Казани, Томске, Харькове. Философские идеи русских естествоиспытателей были весьма заметным, а порой и решающим фактором в формировании общественного сознания.

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...