2. Материалистическое учение И. М. Сеченова о психических явлениях
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 2. Материалистическое учение И. М. Сеченова о психических явлениях
Страница 2

Наиболее обстоятельно связь материи и сознания, физиологического и психического прослежена Сеченовым в его фундаментальном труде "Элементы мысли", который вышел в 1878 г. В этой работе Сеченов дает систематический анализ зарождения способностей чувственного восприятия, затем образования общих представлений и зачаточных форм мышления. Он подробно прослеживает развитие форм мышления от стадии предметной мысли вплоть до оперирования самыми отвлеченными понятиями, отмечая отражательный характер самих форм мышления. Мысль соединяет и разъединяет понятия лишь в тех пределах, в каких возможно соединение и разъединение самих "чувственных конкретов". Мысль не накладывает свои формы на хаос впечатлений, а сами формы мышления являются отражением объективно существующих связей в природе. Именно поэтому законы оперирования понятиями, т. е. законы логики, едины как для начальной стадии мышления, так и для самых абстрактных его форм. Благодаря неизменности форм мысли "у людей разных возрастов, разных эпох и степеней развития нам одинаково понятны размышления дикаря и ребенка, мысли наших современников и предков. Благодаря тому же в жизни человечества существует преемство мысли, тянущееся через целые века. Значит, со стороны внешней формы мысль являeтcя продуктом столь же постоянным, как любое жизненное явление, в основе которого лежит определенная организация". Сеченов убежден, что не только содержание мысли, но и ее логические формы определяются связями и отношениями самих рассматриваемых вещей.

В ряде работ Сеченов подверг анализу проблему достоверности отражения действительности в мозгу. Наиболее значительными из них являются "Впечатление и действительность" и "Предметная мысль и действительность". Сеченов прямо ставит вопрос, "имеют ли какое-нибудь сходство, и какое именно, предметы и явления внешнего мира сами по себе, с теми впечатлениями, которые получаются от них человеческим сознанием . Можно ли считать наше сознание родом зеркала и в каких именно пределах для окружающей нас действительности". Поставив вопрос таким образом, он отмечает, что никакая психическая деятельность невозможна вне взаимодействия с внешним миром. В 1861 г. он сформулировал положение, что "организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него". Под организмом Сеченов имел в виду не только физическое тело, но и всю совокупность его свойств, в том числе и способность к мышлению. Сеченов показал, что человек рождается только с предпосылками психической деятельности, но сама психика, в том числе и способность к абстрактному мышлению, формируется в процессе индивидуального развития человека, т. е. в онтогенезе. Он построил свое понимание психической деятельности как ответной реакции на внешнее воздействие, опираясь на понятие рефлекса. Это было связано с открытием им явления центрального торможения, т. е. таких нервных механизмов в головном мозгу, которые тормозят ответную реакцию на возбуждение периферического нерва и ставят барьер на пути импульса к двигательным органам. Таким образом, стало возможным рассматривать психическое как элемент в целостном поведении человека. Хотя мысль, как и любой иной психический акт, невозможна без внешнего воздействия, она не выражается ни в движении тела, ни в движении языка, потому что на пути импульса к мышцам встает центр торможения. Поэтому он определил ее в целом как первые две трети рефлекса, осуществляемого головным мозгом, или как рефлекс с заторможенным концом. В работе "Элементы мысли" Сеченов уточняет свое понимание мысли и определяет ее как систему действий, строящихся по типу умозаключения или "бессознательного вывода". Но распространение получила первая сеченовская формулировка, хотя она и не очень точно определяет мысль, рассматривая ее только отрицательно, как "обрыв действия".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...