3. Философские и социальные идеи Д. И. Менделеева
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 3. Философские и социальные идеи Д. И. Менделеева
Страница 1

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) вошел в историю науки как создатель периодического закона химических элементов, легшего в основу его периодической системы. Он был не только выдающимся ученым, но и активным общественным деятелем, видевшим в развитии промышленности залог будущего процветания России. Большое внимание уделял он проблемам экономики, вопросам технологии различных производств. Менделеев много сделал для развития промышленности в России. Вместе с А. М. Бутлеровым Менделеев внес большой вклад в создание органической химии; стал одним из основоположников современной агрохимии. Он разрабатывал также проблемы освоения Северного морского пути, орошения почв нижней Волги, улучшения судоходства на реках России; известен важными исследованиями в области метеорологии и воздухоплавания, разработал состав и способ производства бездымного пороха.

Если взять всю совокупность научных трудов Менделеева, то одна треть их посвящена экономике, социологии, педагогике, эстетике, юриспруденции и философии. Правда, философские вопросы, в особенности вопросы познания, затрагиваются Менделеевым и во многих его естественно-научных исследованиях.

Менделеев окончил Главный педагогический институт в Петербурге. С 1856 г. он после защиты магистерской диссертации начал работать доцентом на кафедре химии Петербургского университета, в 1865 г., защитив докторскую диссертацию, занял кафедру неорганической химии университета (с 1867 г.). В 1890 г. из-за студенческих беспорядков, нарушавших нормальный ход учебного процесса, Менделеев подал в отставку. В 1892 г. он был назначен хранителем в Депо образцовых мер и весов, которое было преобразовано в Главную палату мер и весов; ее управляющим Менделеев оставался до своей кончины.

Свои философские взгляды Менделеев называл реализмом, ибо ни материализм, ни идеализм, по его мнению, не отвечают реальному положению дел и являются явными односторонностями. Реализм, считал он, "стремится выразить собою действительность с возможною для людей объективностью, т. е. по здравому смыслу, без окраски предвзятыми суждениями, которыми пропитан не только идеализм, но и материализм, и вот такой-то реализм лежит в основании всего естествознания .".

Под материализмом Менделеев понимал материализм вульгарный, упрощенный или, как он сам говорил, "утилитарный материализм", который не хочет ничего знать ни про что духовное - разум, волю, желание, любовь, самосознание. Такой материализм в виде учений Бюхнера, Фохта и Молешотта был довольно широко распространен в России тех лет. Идеализм тоже не удовлетворял Менделеева, ибо носил умозрительный характер и пытался, как говорил ученый, "из ума произвести мир и общество".

В заключении к вышедшей в 1905 г. работе "Заветные мысли", которое он назвал "Мировоззрение" и в котором постарался кратко описать свои философские взгляды, Менделеев исходил из убеждения, что человеку присуще стремление "признать единство всего внутреннего и внешнего мира". С его точки зрения, "вечное, общее и единое во всяком случае логически выше реального, которое познается лишь во временном, частном и многообразном лишь разумом и в отвлечении обобщаемом, что и составляет область наук, а в их числе и философии, если она не становится на ходули науки наук". Единое, пишет Менделеев, невозможно выразить в образах и частных понятиях, "общее единое" не следует и пытаться представить ни в таких материальностях, как вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или все человечество, потому что и то и другое должно охватываться этим общим "единым". Научные обобщения, подчеркивал Менделеев, ограничены тем, что удалось изучить на данный момент, а границ познанию не существует, поэтому-то всякие обобщения постоянно меняются по мере изучения реальности. "Оттого-то ничего толкового и полезного и не дала и не дает вся метафизика", - пишет Менделеев, хотя и оговаривается, что он не может сказать, что и в будущем "не даст".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...