4. Мировоззренческие аспекты биологического учения К. А. Тимирязева
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 4. Мировоззренческие аспекты биологического учения К. А. Тимирязева
Страница 1

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) - выдающийся биолог-дарвинист, создатель русской школы физиологии растений. Открытие им энергетических законов фотосинтеза доказало принципиальное единство живой и неживой природы, возможность распространения на живую природу закономерностей, которые действуют в неживой природе. Тимирязев был не только ученым-исследователем, но и страстным пропагандистом передовых идей в естествознании, талантливым популяризатором научных знаний и блестящим историком науки.

Родился К. А. Тимирязев в дворянской семье, воспитавшей его в духе идей декабристов, Герцена, что повлияло на политические симпатии будущего ученого. В 1861 г. он поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, но со второго курса был исключен из университета за участие в студенческой забастовке. Тимирязев занялся публицистикой, опубликовал серию своих первых статей о Дарвине и дарвинизме. В 1866 г. он окончил университет экстерном, получив золотую медаль и звание кандидата. В 1868 г. он был командирован в Западную Европу для подготовки к профессорскому званию. Возвратившись через два года, начал работать в Петровской земледельческой и лесной академии, а с 1872 г. - и в Московском университете. В 90-х гг. он участвует в коллективном выступлении ученых в защиту арестованных студентов, а в 1911 г. оказывается среди 125 профессоров и доцентов Московского университета, демонстративно ушедших в отставку в знак протеста.

За выдающиеся научные достижения Тимирязев был избран членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе, ему были присуждены почетные степени доктора Кембриджского и Женевского университетов, университета г. Глазго, звание члена-корреспондента Российской академии наук.

После Октябрьской революции, прикованный болезнью к постели (у него были парализованы нога и рука), Тимирязев продолжает научную работу, участвует в разработке реформы высшей школы, пишет и издает философско-социологические труды, среди них: "Ч. Дарвин и К. Маркс", "Наука. Очерк развития естествознания за три века", "Наука и демократия".

Время, в которое жил Тимирязев, характерно стремительным развитием науки, созданием новых научных отраслей, таких, как биохимия, геохимия, почвоведение, эволюционная морфология и др. Успехи в конкретных областях знания нередко сопровождались острыми мировоззренческими столкновениями, ибо новые научные открытия не всегда получали адекватное философское истолкование. Сложные мировоззренческие проблемы возникли и в биологической науке, где различные подходы к пониманию живого порождали как механистические толкования сущности жизни, сводившие ее к физическим и химическим процессам, так и виталистические представления о существовании особой жизненной силы, которая и порождает жизнь с ее специфическими законами, не имеющими ничего общего с законами неживой природы, и тем самым делает невозможным применение к изучению сущности жизни методов физических и химических наук. Живучесть виталистических представлений об особой жизненной силе объяснялась, в частности, тем фактом, что в отношении живых организмов не было доказано действие закона сохранения вещества и энергии. Не существовало, например, развернутого научного объяснения, откуда растения берут энергию для своего роста. А посему причины такого роста усматривались в действии особой нематериальной жизненной силы.

Тимирязев своими исследованиями доказал применимость закона сохранения вещества и энергии к указанным процессам. Уже во вступительной лекции к курсу "Основные задачи физиологии растений", который он стал читать в Петровской земледельческой и лесной академии в 1870 г., он отмечал, что для объяснения явлений жизни наука не нуждается ни в каких произвольных посылках, "она не нуждается в допущении существования особой жизненной силы, неуловимой и своевольной, ускользающей от закона причинности, не подчиняющейся числу и мере, для нее достаточно основных физических законов, управляющих и неорганическим миром. Она не нуждается, наконец, в допущении существования неопределенного метафизического начала целесообразного развития - этого последнего убежища виталистов, - для нее достаточно действительного, указанного Дарвином, исторического процесса развития, неизбежным, роковым образом направляющего органический мир к совершенству и гармонии".

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...