2. К. Э. Циолковский: космический взгляд на Вселенную
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Космизм / 2. К. Э. Циолковский: космический взгляд на Вселенную
Страница 1

Вплоть до начала XX в. в естествознании господствовал геоцентризм, считалось, что физика, химия, биология, метеорология и другие его области имеют силу только для Земли. Однако развитие самой науки привело к иному представлению. Его выразил Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), тогда скромный учитель физики и математики женского епархиального училища в Калуге, раздумывая об условиях возникновения и развития органической жизни: " .Мы не можем тут избежать узкой, земной точки зрения, хотя и будем стараться иметь космический взгляд на вещи ".

Поскольку Циолковский в силу жизненных обстоятельств не получил систематического высшего образования, до многого ему приходилось доходить самому и его ум, активно открытый всему новому, вбирал в себя все подряд. Поэтому стихийно складывавшееся мировоззрение ученого было эклектично и содержало в известной мере представления, отрицавшие друг друга С одной стороны, "реализм", тяготевший к классическим философско-материалистическим традициям, а с другой - "уживалось и смутно шевелилось еще что-то непонятное" "Я видел в своей жизни судьбу, руководство высших сил С чисто материальным взглядом на вещи мешалось что-то таинственное, вера в какое-то непостижимое, связанное с Христом и первопричиной". И еще одно утверждение: "То, что происходит, развивается - ход этого развития - зависит от начальной причины, вне природы находящейся. Значит, все зависит от Бога". Но в 20-х гг. он отказывается от отождествления "причины" с Богом и даже приходит к выводу, что вера в Бога несовместима с наукой.

Основой всего сущего многообразия предметов и явлений он всегда считал "материю", которую отождествлял, как и многие из естествоиспытателей вплоть до наших дней, с веществом. Есть ли что в мире отличное от материи - это вопрос спорный, и наука не может ответить на него категорически. Так писал он в 1903 г., имея в виду полемику среди философствующих физиков. Что касается светоносного эфира, то, по его мнению, странно было бы его сущность не признать материальной. Спустя почти четверть века он был еще более категоричен: "Никто еще фактически не доказал, что материя уничтожается или образуется вновь, т. е. создается из ничего. Неуничтожимость и нерождаемость материи составляет основу всех изысканий . Если же материя, из которой состоит Вселенная, всегда была и будет, то и сам Космос как совокупность вещества всегда был и будет". И далее: "Не может быть, чтобы не было где-нибудь материи, времени, пространства. Они бесконечны, непрерывны и вечны".

В разрабатывавшейся им "космической философии" центральное место занимал монизм как принцип единства Вселенной, в познании которого ключевую роль играло элементарное начало - "чувствующий атом" как бессмертное элементарное существо, претерпевающее различные судьбы, путешествуя из одной "организации существа" в другую. В связи с этим он писал: "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной".

Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной взаимосвязи и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются после исчезновения их обладателя и переселяются в иные органические или неорганические образования. Исходя из этого, Циолковский строит свою "космическую этику", согласно которой добром признаются процессы усложнения во Вселенной, поскольку "блаженство" атомов обеспечивается их пребыванием в наиболее сложных, внутренне благоустроенных организмах. Наличное состояние Вселенной свидетельствует, согласно ученому, о торжестве творческих, противостоящих тенденции к мировой смерти (антиэнтропийных) сил жизни и разума. С этих позиций космологический процесс предстает как ряд цикличностей (периодичностей) усовершенствования бытия. Разумные существа, населяющие мироздание, давно наладили благополучный ход космической эволюции, а Земля с ее муками биологического и социального развития оставлена ими как своего рода "заповедник" для естественного становления и обновления жизненных форм, в том числе совершенствования социальных отношений, и в этом смысле наша планета уникальна в мировом пространстве.

В свете этих предположений и осуществлялось Циолковским нетрадиционное переосмысление философских проблем (смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла и т. д.).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...