Философские искания русских писателей начала XX в.
История русской философии / Философские искания русских писателей начала XX в. / Философские искания русских писателей начала XX в. / Философские искания русских писателей начала XX в.

Филосовские искания русских писателей начала XX в.То, что русская философская мысль, приобретая профессиональный характер, все отчетливей обособляется от художественной литературы и литературной критики, к концу XIX в. становится уже очевидным. И все же, как это ни парадоксально, тяготение философии к литературе не убавилось, а скорее даже усилилось. Наступающий XX в. нес с собой особую тревогу, о которой трудно было говорить отстраненно, "академически". Потому мыслители очень часто отходят от строгих форм философствования, сближаясь с беллетристикой. В В. Розанов начал свой путь с сугубо теоретического труда "О понимании", а закончил принципиально "несистематическими" "Опавшими листьями". К диалогу или эссе обращаются такие мыслители, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. Шестов. П. А. Флоренский для выражения своих идей использует форму писем. Даже формально "строгие" мыслители, такие, как Н. О Лосский или С. Л. Франк, не могут обойтись совсем без литературы, обращаясь для своих выводов к творчеству русских писателей. Но и литература делает шаг навстречу философии. Это не только критика и эссеистика Д. С. Мережковского, но и его романы. Это поэзия и проза Вяч. Иванова, А Белого и других символистов, произведения которых включают сложные историософские и культурологические построения. Именно символисты сыграли значительную роль в сближении художественного творчества и философии. Идеи, ими сформулированные, оказали столь мощное воздействие на литературный процесс, что все следующие за ними поэтические течения (акмеисты, футуристы, имажинисты и пр.) вынуждены были начинать свою жизнь в искусстве с решения мировоззренческих вопросов, выражая взгляды в форме литературных манифестов. Символисты оказали и непосредственное воздействие на развитие русской философии. В первую очередь здесь нужно назвать имена П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, Д. Л. Андреева. Вообще трудно представить себе так называемый религиозно-философский ренессанс начала века без той идейной атмосферы, которая существовала в России во многом благодаря этому литературному течению.

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...