Русская религиозная философия в XX столетии
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Русская религиозная философия в XX столетии / Русская религиозная философия в XX столетии

Русский идеализм XX в. представляет обширнейшую и насыщенную многообразием философских систем часть истории русской философии. Понятен научный и общественный интерес к этому периоду, весьма близкому к современности. В XX столетии Россия пережила огромные исторические изменения, оказавшись в центре мировых войн и революций, цивилизационных и демографических потрясений. Беспрецедентные переломы российского бытия не могли не отразиться и на состоянии философского сознания. Эсхатологические предчувствия проявились уже в конце XIX в., в творчестве В. С. Соловьева. Эти тревоги многократно усилились в пред- и послереволюционную эпоху, послужив толчком для углубленной философской рефлексии. Так, в работах В. Ф. Эрна была намечена в общих чертах концепция своеобразия русской религиозной философии, продолженная впоследствии в трудах многих ее представителей. Были развиты и углублены идеи философии всеединства и софиологии Соловьева - в сочинениях С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина. Дальнейшее развитие получают здесь онтологические, гносеологические и, в особенности, антропологические построения. Гносеологические и персоналистические установки, ранее представленные в русском неокантианстве и спиритуализме, осмысливаются и совершенствуются далее в интуитивизме Н. О. Лосского. Оригинальные идеи на стыке гносеологии и философии языка принадлежали П. А. Флоренскому, С. Н. Булгакову, А. Ф. Лосеву. Весьма влиятельными и плодовитыми оказались также сторонники философских построений экзистенциального типа - Н. А. Бердяев и Л. Шестов. Большой интерес представляют также сочинения И. А. Ильина, страстного проповедника русской идеи. Несомненное значение имеет концепция евразийства - первого послереволюционного течения русской мысли, поставившего своей целью осмысление судьбы России в XX в. в свете всей ее предыдущей истории.

Смотрите также

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева и ...