1. Вехи жизненного пути и творческая эволюция
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / "Религиозный материализм" С. Н. Булгакова / 1. Вехи жизненного пути и творческая эволюция
Страница 2

В 1917 г. Булгаков участвовал в работе всероссийского Поместного собора, в том же году был избран профессором политической экономии Московского университета, а в 1918 г. рукоположен в сан священника. Вскоре он покидает Москву, уехав сначала в Киев, а затем в Крым, в Кореиз, где находилась его семья. В Крыму им написаны две большие книги - "Трагедия философии" (1920-1921) и "Философия имени" (1918-1923), а также историософский очерк "У стен Херсониса" (1922). В ноябре 1922 г. Булгаков был арестован и помещен в тюрьму. По решению советского правительства в конце декабря философ был выслан в Турцию (в Константинополь). В мае 1923 г. он перебирается в Прагу, где становится профессором церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института. Здесь в октябре 1923 г. организуется Братство святой Софии, в котором принимают участие В. В. Зеньковский, А. В. Карташев, П. Б. Струве и Г. В. Флоровский. Его главой становится о. Сергий (Булгаков).

В 1925 г. в Париже был основан Православный богословский институт, в котором Булгаков занял кафедру догматического богословия и с которым связаны оставшиеся 20 лет его жизни. Здесь формируется так называемая "парижская школа" в богословии, представленная именами архимандрита Киприана (Керна), А. В. Карташева, В. В. Зеньковского, В. Н. Ильина, В. Н. Лосского и др. Последний этап творчества Булгакова связан преимущественно с богословием, но и в богословии, попрощавшись с философией, он, по словам В. Н. Лосского, остается философом.

Все позднее богословие Булгакова представляло собой софиологический синтез. Ему принадлежат две трилогии - малая ("Друг Жениха" (1927), "Купина неопалимая" (1928) и "Лествица Иаковля" (1929), и большая ("О Богочеловечестве"), в которую вошли труды "Агнец Божий" (1933), "Утешитель" (1936) и "Невеста Агнца" (1945). Софиологические взгляды о. Сергия не нашли поддержки в стенах официальной церкви. По выходу "Агнца Божьего" последовало осуждение от Архиерейского собора Зарубежной православной церкви в Сремских Карловцах и от Московской патриархии. Булгакова поддержали профессора Парижского богословского института, он получил сочувственные и ободряющие письма от своих друзей и коллег - Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Л. Шестова, С. Л. Франка и др. Однако проповедовать софиологические взгляды в институтских курсах ему было запрещено.

В 1939 г. о. Сергий перенес тяжелую болезнь - рак горла, врачи спасли ему жизнь, но он почти полностью лишился голоса. Большого мужества стоило ему шепотом служить литургии и даже читать лекции. В 1940 г. Париж был занят немецкими войсками, некоторые профессора Богословского института были арестованы. Но институт, деканом которого продолжал оставаться о. Сергий, не прекращал своей работы. Сам он продолжал писать, последняя его книга была посвящена истолкованию Апокалипсиса Иоанна Богослова, подготовил он и до сих пор не опубликованный полностью труд "Расизм и христианство", где развенчивал расистскую идеологию фашизма. Он неустанно молился об освобождении России и с большим нетерпением ожидал открытия второго фронта. В ночь с 5 на 6 июня 1944 г., когда войска союзников уже высаживались во Франции, его настиг инсульт. Не приходя в сознание, он умер 13 июля в Париже. Похоронен о. Сергий на русском православном кладбище под Парижем, в Сент-Женевьев де Буа. Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. Сб. статей (1896-1903). Спб., 1903. С. VI.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...