1. Вехи жизненного пути и творческая эволюция
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / "Религиозный материализм" С. Н. Булгакова / 1. Вехи жизненного пути и творческая эволюция
Страница 1

С. Н. Булгаков родился в городке Ливны Орловской губернии, в семье священника. В его автобиографическом очерке "Моя Родина" воспоминания детства связаны с основной интуицией его философского творчества - божественным, софийным характером творения, тварной природы. Эстетическая и мистическая красота православной службы, единая с природной красотой, сочеталась для мальчика с горечью утрат братьев и других близких ему людей. Уже в зрелом возрасте именно потеря трехлетнего сына Ивашечки вернет ему уходящую память отрочества, приобщит его к церкви после затяжного периода неверия и религиозных сомнений. В 1884 г. он поступает в Орловскую духовную семинарию, но, достигнув 17 лет, принимает решение "бежать из семинарии, не откладывая и без оглядки". Окончив елецкую гимназию, Булгаков в 1890 г. поступает на юридический факультет Московского университета. В 1894 г. по окончании университета он был оставлен при кафедре политической экономии и статистики для подготовки к профессорскому званию. В 1895 г. Булгаков начинает преподавать политическую экономию в Московском коммерческом училище, примыкает к направлению "легального марксизма". В 1897 г. появляется его первая книга "О рынках при капиталистическом производстве". В 1898 г. он отправляется в заграничную командировку в Германию, затем - в Париж и Лондон. В 1900 г. выходит его двухтомный труд - магистерская диссертация "Капитализм и земледелие". В 1901 г. Булгаков переезжает в Киев, где избирается ординарным профессором Киевского политехнического института и приват-доцентом университета. К этому периоду относится время серьезного увлечения философией (в особенности Кантом). Он принимает тезис кантианского критицизма о неспособности социологии к научному предсказанию и установлению исторических законов (Риккерт) и вместе с тем приходит к убеждению в необходимости метафизики и правомерности ее вопросов. Итог этого периода эволюции нашел отражение в сборнике "От марксизма к идеализму". Идеализм, считает он, необходим философу не для ухода "от земли", но для того, "чтобы придать абсолютную санкцию и тем непререкаемо утвердить нравственные и общественные идеалы".

Начиная с 1902 г. Булгаков становится пропагандистом творчества Соловьева. Он выступает с программной статьей "Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева?" (Вопросы философии и психологии, 1903, № 66) и рядом других статей, в которых стремится не только привлечь внимание к неординарной личности Соловьева, но и актуализировать его социальные и религиозные идеи, прежде всего идею вселенского христианства и "христианской политики", активного участия христианина в политической жизни. В годы первой русской революции Булгаков - один из вдохновителей и организаторов левой религиозной печати. Он участвует в издании журнала "Новый путь", который в значительной степени переменил направление, политизировался с приходом туда Булгакова и Бердяева. Ему принадлежит ведущая роль в издаваемом на протяжении 1905 г. журнале "идеалистического направления" "Вопросы жизни". Булгаков сближается с радикалами "Христианского братства борьбы" В. Ф. Эрном и В. П. Свенцицким, участвует в петербургском "братстве ревнителей церковного обновления" "Век" и издании его библиотеки (1906-1907). В 1907 г. он избирается депутатом во II Государственную думу от Орловской губернии в качестве беспартийного "христианского социалиста". Возвратившись в Москву из Киева в 1906 г., Булгаков принимает активное участие в работе Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева и более узкого, но и более традиционно-церковного Кружка ищущих христианского просвещения, а также в создании в 1909 г. издательства "Путь", где выйдут все его основные книги, написанные до революции 1917 г.: "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1913), "Свет невечерний" (1917). В 1910г. происходит знакомство с П. А. Флоренским, дружба с которым порождает интеллектуальную близость и даже родство двух мыслителей.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...