Н. А. Бердяев родился в Киеве в дворянско-аристократической семье. Учился в кадетском корпусе. В 1894 г. поступил в университет Св. Владимира на естественный факультет, через год перевелся на юридический. В нем рано пробудился интерес к философским проблемам. В четырнадцать лет он читал труды Шопенгауэра, Канта и Гегеля. Бердяев считал, что особенности его философского миросозерцания теснейшим образом связаны с характером его душевной и духовной структуры, с его "натурой". Острое переживание одиночества, тоска по трансцендентному как миру иному, неприятие несправедливости и ущемления свободы личности порождали в нем постоянные борения духа, бунтарство, конфликт с окружающей средой.
Неудивительно, что уже в ранней юности Бердяев порвал с традиционным патриархально-аристократическим миром, начал посещать марксистские студенческие кружки, а затем активно общался с революционно настроенной интеллигенцией, принимал участие в социал-демократическом движении. В 1898 г. он был арестован вместе со всем составом киевского комитета "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и исключен из университета. В "марксистский период" (1894- 1900 гг.) он написал свою первую книгу "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (вышла в 1901 г.), снабженную предисловием П. Б. Струве. В нем Бердяев пытался сочетать идеи марксизма, понимаемого в "критическом" плане, с философией Канта и отчасти Фихте. Позже он отмечал, что источник его революционности всегда заключался в изначальной невозможности принять миропорядок, подчиниться чему-либо на свете. "Отсюда уже видно, - писал он, - что это революционность скорее индивидуальная, чем социальная, это есть восстание личности, а не народной массы".
Еще до встречи с марксистами у него определились симпатии к социализму, но обоснование ему он давал этическое. В марксизме его "более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив". Особенная чувствительность к марксизму осталась у Бердяева на всю жизнь: "Маркса я считал гениальным человеком и считаю и сейчас".
В 1901 г. Бердяев был отправлен на три года в административную ссылку в Вологду. Накануне ссылки у него начался духовный кризис. Сочинения Достоевского, Толстого, Ибсена, Ницше, общение с Л. Шестовым и другими немарксистскими философами открыли для него новые миры, вызвали внутренний переворот. Уже в вышеназванной книге обозначился крен в сторону идеализма. А появление статей "Борьба за идеализм" и "Этическая проблема в свете философского идеализма" (последняя была напечатана в сборнике "Проблемы идеализма", 1902) означало решительный поворот Бердяева от "критического марксизма" к "новому русскому идеализму", и он стал одним из главных выразителей этого течения.
Переехав в 1904 г. в Петербург, Бердяев вошел в редакцию журнала "Новый путь", а в 1905 г. вместе с С. Н. Булгаковым руководил журналом "Вопросы жизни". В эти годы произошла встреча "идеалистов", пришедших из "легального марксизма", с представителями культурно-духовного движения, получившего название "новое религиозное сознание" (Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, А. Белый, Л. Шестов и др.). На религиозно-философских собраниях деятелей русской культуры и представителей православной церковной иерархии напряженно обсуждались вопросы обновления христианства, культуры, внутренней жизни личности, соотношения "духа" и "плоти" и т. д.
В 1908 г. Бердяев переехал в Москву и активно включился в работу Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Обозначившийся у него еще ранее интерес к православному учению получил развитие во время встреч с наиболее видными его представителями.
Будучи одним из активных участников и теоретиков движения "нового религиозного сознания", Бердяев по многим принципиальным мировоззренческим вопросам не был согласен с другими представителями движения, никогда целиком не сливался с ним. Он считал себя "верующим вольнодумцем".
В 1909 г. Бердяев выступил соавтором книги "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", вызвавшей широкий резонанс в России (здесь была опубликована его статья "Философская истина и интеллигентская правда"). В атмосфере надвигающихся мировых социальных катаклизмов вышли в свет его работы "Философия свободы" (1911) и "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916). Последнюю он считал первым выражением самостоятельности своей философии, ее основных идей.
Смотрите также
Две особенности русского марксизма
...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...